«Вечный мир»
26.04.1686
1

«Вечный мир» — договор России с Речью Посполитой, заключенный 26 апреля (6 мая) 1686 г. в Москве по инициативе польского правительства. «Вечный мир» подтвердил условия Андрусовского перемирия 1667 г., окончательно закрепив за Россией Левобережную Украину с Киевом (за него Речь Посполитая получала компенсацию в 146 тысяч рублей), Запорожье, Северщину, Смоленск (с окрестностями). Было решено провести размежевание неустановленных участков границы между обоими государствами. Русское правительство обязалось разорвать мир с Османской империей, послать свои войска для защиты Речи Посполитой от нападения татар, а также побудить донских казаков организовать большой поход против Крымского ханства. Обе стороны обязались в ходе предстоявших военных действий не подписывать сепаратный мир с Османской империей. Гарантировалась свобода вероисповедания для православных в Речи Посполитой и признание за Россией права на их защиту. С подписанием «Вечного мира» Русское государство стало участником антиосманской коалиции, в которую входили Речь Посполитая, Священная Римская империя и Венецианская республика.


30 января 1667 г. в деревне Андрусово под Смоленском между Россией и Речью Посполитой был подписан договор о перемирии сроком на 13,5 лет, завершивший изнурительную тринадцатилетнюю войну между двумя странами. По условиям Андрусовского договора к России отходили Смоленск, Новгород-Северский, Левобережная Украина, на правом берегу Днепра Киев с пригородом (формально — на 2,5 года). Запорожье юридически было под совместным владением России и Речи Посполитой. Земли Правобережной Украины и вся Белоруссия оставались за Польшей. Перемирие соответствовало сложившемуся на тот момент соотношению сил в регионе. Реально деление Украины на Правобережную и Левобережную произошло еще в 1663-1664 годах и было итогом военных действий и политики России, Украины и Речи Посполитой. Договор только закрепил это новое соотношение сил.

Хотя Андрусовский договор был оформлен как перемирие, а не окончательное завершение войны, он положил начало постепенному русско-польскому сближению в последней трети XVII в.  Это сближение диктовалось общей расстановкой сил в Европе того времени. Габсбургская группировка состояла из Священной Римской Империи, Испании, Нидерландов, Бранденбурга и Бельгии; антигабсбургская — из Франции, Англии и Швеции во главе с Францией. На стороне антигабсбургских сил была и Османская империя, стремившаяся овладеть Веной и Венгрией. Речь Посполитая находилась между двумя враждующими силами, на ее политику влияли оба блока государств. Франция пыталась активизировать польскую внешнюю политику в своих целях, Империя — в своих. Главной причиной такого неопределенного положения государства была борьба между различными группировками польских магнатов за власть. Наиболее острые схватки разгорались на элекционных сеймах, на которых выбирали нового короля. 

Заключение перемирия с Речью Посполитой неизбежно укрепляло связи России и с габсбургской, и с антигабсбургской группировками европейских держав. Сразу же встал вопрос об отношениях с Османской империей, которая издавна претендовала на украинские земли и интересы которой совершенно не учитывались в тексте договора. 

В тексте Андрусовского договора предлагалось прежде всего урегулировать возможные конфликты мирным путем. Речи Посполитой и России предстояло послать в Стамбул и Бахчисарай послов с уведомлением о договоре и для подтверждения «прежнего приятства» попробовать убедить султана и Крымского хана отказаться от претензий на Украину. На случай отказа Османской империи и Крымского ханства русская и польская стороны еще в Андрусове наметили в общих чертах оборонительный союз и решили при необходимости соединенными силами действовать против неприятеля. Кроме того, Россия обязывалась предпринять походы запорожских и донских казаков.

Чтобы получить от султана признание Андрусовского договора из России в Стамбул были направлены послы: стольник Афанасий Иванович Нестеров и дьяк Иван Федорович Вахромеев, а от Речи Посполитой — магнат Иероним Радзиевский. Однако несмотря на все усилия дипломатов оба посольства завершились неудачно. Османское правительство отказалось признать Андрусовский договор и отказаться от претензий на Украину.

После этого между Россией и Польшей в декабре 1667 г. начались переговоры о более тесном военном союзе. Сразу отчетливо наметились два подхода к проблеме. Проект России предполагал активные наступательные действия силами России через Перекоп на Крым и силами Речи Посполитой через Дунай на Белград. Польские дипломаты предполагали оборонительный союз в случае нападения на Украину. Принят был в основном польский вариант. По условиям заключенного антиосманского союза Россия обязана была выставить в случае нападения османских войск 25-тысячную армию для действий на Правобережной Украине. В обстановке продолжающегося на правом берегу Днепра антипольского восстания во главе с гетманом П. Дорошенко (заключившим союз с крымскими татарами) польские магнаты опасались вступления туда еще и русской армии. Они боялись, что появление русских войск приведет к потере всей Украины.

Переговоры о союзе были продолжены в 1671 г. новым главой Посольского приказа А.С. Матвеевым, сменившим в результате придворных интриг А.Л. Ордина-Нащокина. Польские дипломаты требовали не посылать русские войска на Украину, ограничиться только казацкими походами и военными демонстрациями у границы. Матвеев настаивал на активной форме союза и требовал пригласить на переговоры посланцев гетмана Дорошенко. После высказанного в резкой форме отказа польских представителей Матвеев, чтобы не погубить окончательно идею союза, пошел на уступки: участие России ограничивалось походами казаков и калмыков на Турцию и Крым и военными демонстрациями у границы.

Весной 1772 г. турецкие войска перешли Дунай, разбили казаков гетмана М. Ханенко (соперника Дорошенко, ориентировавшегося на Польшу) и заняли город Каменец-Подольский. Россия тоже приняла участие в войне в той мере, в какой это было предусмотрено последними условиями союза. Донские казаки вышли в Азовское море и напали на Крым, запорожцы ударили с севера на Перекоп. Тем не менее, Речь Посполитая, не готовая к продолжению войны, в октябре 1672 г. подписала с османами мир в Буче на тяжелых для себя условиях. Подолье вошло в состав Османской империи, остальная Правобережная Украина вплоть до Днепра перешла под власть гетмана Дорошенко, союзника султана.

В 1676 г. соперник Дорошенко, гетман Левобережья И. Самойлович, находившийся в подданстве Москвы, перешел Днепр, рассчитывая объединить под своей властью всю Украину. Это означало фактическое начало войны России с Турцией. На сторону Самойловича встало большинство правобережных казачьих полков, рассчитывая на покровительство Москвы. Дорошенко, не готовый к продолжению борьбы, сложил с себя знаки гетманского достоинства и удалился в Батурин. В свою очередь османы назначили своим ставленником на Правобережье Ю. Хмельницкого, который был марионеткой в турецких руках.

Летом 1677 г. 100-тысячное турецкое войско вторглось на Украину и осадило крепость Чигирин, где оборонялось 12 тысяч казаков и солдат. Трехнедельная осада Чигирина не принесла туркам победы. На помощь осажденным выступили русско-украинские войска под командованием князя Г.Г. Ромодановского и гетмана Самойловича. В сражении на Днепре, где встретились главные силы турецко-татарских и русско-украинских войск, турки и татары были разбиты. На следующий год турецко-татарская армия вновь осадила Чигирин и после тяжелых боев захватила его. Понеся большие потери, русско-украинская армия оставила Чигирин, но разгромить ее туркам не удалось. По условиям заключенного в 1681 г. перемирия в Бахчисарае Турция признавала за Россией левый берег Днепра и Запорожье, правый берег оставался под властью султана, но в полосе шириной 10 верст от Днепра не должно было быть никаких крепостей.

Между тем в 1683 г. Османская империя предприняла новый натиск на западную Европу. Около 3 месяцев турецкие войска осаждали столицу Габсбургов Вену, и лишь стремительный марш-бросок польских войск во главе с королем Яном Собеским переломил ситуацию. Но разгром турок под Веной не означал конца войны. Османская империя имела еще достаточно сил, военные действия на Дунае и в Молдавии разворачивались неудачно для союзников. Чтобы оттянуть часть сил Османской империи на восток (прежде всего крымских татар), нужно было всеми мерами вовлечь в Священную лигу Россию. После Бахчисарайского мира у России не было особых причин воевать с Османской империей: украинские земли к востоку от Днепра султан признавал за Россией, тогда как Речь Посполитая отказывалась заключить Вечный мир на условиях Андрусовского перемирия, то есть претендовала на возврат Украины и Смоленска.

Единственное, что могло побудить Россию к войне против Османской империи, это обещание Польши признать окончательный переход к России всех утраченных в 1667 г. земель. С конца 1683 г. шли почти постоянные переговоры русских дипломатов с Речью Посполитой и Священной Римской империей. В декабре 1683 г. русское правительство даже издало указ о созыве Земского собора (последнего в истории) для утверждения договора с Речью Посполитой. Срок явки в Москву назначался на 5 января 1684 г.

Более 200 «выборных», приехав в Москву, провели там два месяца в ожидании исхода переговоров, которые шли в Смоленске. Но переговоры в то время успеха не имели. 8 марта 1684 г. был издан царский указ о роспуске из Москвы по домам городовых «выборных». В указе сказано, что если б на съездах русских послов с польскими комиссарами было бы что-либо «договорено и поставлено» «о вечном миру», то «выборным» было бы объявлено, «на чем тому миру быть и на каковых статьях». Но поскольку «на многих съездех» «о вечном мире договору не учинилось и отложили те дела до иного времени», то «выборные» получили распоряжение вернуться в те города, откуда были созваны. За прибытие в свое время в Москву «для такого великого царственного дела» им была выражена царская «милостивая похвала» и обещано «пожалование» соболями из царской казны.

Главным условием присоединения к антитурецкой коалиции фаворит царевны Софьи князь В.В. Голицын (возглавлял Посольский приказ с 1682 г.) выдвигал требование о заключении «вечного мира» между Россией и Речью Посполитой на основе Андрусовского перемирия. Доказывая справедливость своих территориальных требований, русская сторона ссылалась на исторический акт воссоединения России с Украиной, неспособность Речи Посполитой защитить Украину от турецкой агрессии. Лишь в конце апреля 1686 г. после сложных переговоров в Москве Россия и Речь Посполитая подписали «Вечный мир». По его условиям Левобережная Украина с Киевом, Запорожье, чернигово-северские земли с Черниговом и Стародубом, а также Смоленск с окрестностями признавались навсегда принадлежащими России. Русские власти обязались разорвать мир с Османской империей и послать свои войска в Крым. Стороны приняли решение, что Россия в качестве вознаграждения за Киев заплатит Речи Посполитой 146 тысяч рублей. В договоре имелась статья о положении православного населения в Речи Посполитой, которое не должно было подвергаться каким-либо притеснениям со стороны католиков и униатов. Провозглашалась свобода торговли и передвижения для купцов (кроме евреев), для них открывались Москва, Вильно, Варшава, Краков. Заключение «Вечного мира» было важным международным событием, выводившим на новый уровень русско-польские отношения.

Выполняя условия союзного договора, Россия в 1687 и 1689 гг. организовала два похода на Крым большой армии под командованием В.В. Голицына. Они не увенчались успехом, но отвлекли на себя основные силы крымских татар. Тем самым Россия внесла вклад в противодействие турецкой экспансии в Европе.



Трактат, заключенный в Москве полномочными Польскими послами с Российскими Боярами. – О вечном мире между обеими Государствами, о Царских и Королевских титулах, об уступке в Российскую сторону городов Смоленска, Рославля, Малыя России, Киева и прочих.

Во имя Святыя и нераздельныя Троицы Отца и Сына и Духа Святаго, Господа Бога нашего Всемогущего, к вечной и Святой хвале Его, и к безсмертной того дела и нижеизображеннаго памяти и славе и умножению добра Христианского, и ко украшению и прибылям народов Христианских, к покою святому склоненных, Наияснейшаго и Державнейшаго, Великаго Государя Яна третьяго, Божиею милостию, Короля Польскаго, Великаго Князя Литовского, Русскаго, Прускаго, Жмудскаго, Мазовецкаго, Волынскаго, Подольскаго, Подляшскаго, Лифляндскаго и иных, Его Королевскаго Величества и всех чинов Речи Посполитой, духовных и мирских, обоих народов Короны Польской и Великаго Княжества Литовскаго, мы великие и полномочные послы, именно: из Сенату Криштов на Гримультовичах Гримультовский, Воевода Познанский, Маршалок Королевина Величества, Костянский староста Марциян Александр, Князь с Козельска Огинский, Граф на Дубровне, Канцлер Великий Великаго Княжества Литовскаго, Мстибовский, Радошковский, Дорсунийский, Сидручинский, Немоновский Староста; а из Кола Рыцарского, из Великой Польши, Александр с Прииму Приимский, Подстолий Коронный, Остринский Старсота, из Малой Польши Александр Ян с Потока Потоцкий, Каштелянич Каменецкий, Полковник Его Королевскаго Величества; а из Великаго Княжества Литовскаго Николай Князь с Козельска Огинский, Мечник Великаго Княжества Литовскаго, Маршалок Волковийский; а с другой стороны Пресветлейших и Державшнейших Великих Государей, Божиею милостию, Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцев, Московских, Киевских, Владимирских, Новгородских, Царей Казанских, Царей Астраханских, Царей Сибирских, Государей Псковских и Великих Князей Смоленских, Тверских, Югорских, Пермских, Вятских, Болгарских и иных; Государей и Великих Князей Новагорода Низовския земли, Черниговских, Рязанских, Ростовских, Ярославских, Белоозерских, Удорских, Обдорских, Кондийских, и всея Северныя страны Повелителей, и Государей Иверския земли Карталинских и Грузинских Царей, и Кабардинския земли Черкасских и Горских Князей, и иных многих Государств и земель восточных и западных и северных отчичей, дедичей, Наследников, Государей и Обладателей, Их Царскаго Величества яснеосвеченый Князь и ясневельможные, вельможные, Ближние: Боярин Князь, его милость Василий Васильевич Голицын, Царственныя большия: печати и Государственных  великих посольских дел Оберегатель и Наместник Новгородской, Ближний Боярин и Наместник Вятской Борис Петрович Шереметьев, Ближний Боярин и Наместник Суздальский Иван Васильевич Бутурлин, Ближний Окольничий и Наместник Шатской Петр Дмитриевич Скуратов, Ближний Окольничий и Наместник Муромской Иван Иванович  Чаадаев, Думной Дьяк Емельян Игнатьевич Украинцов, и Дьяки: Василий Бобинин, Василий Посников, Прокофий Возницын, Иван Волков, по отправлений от Великаго Государя нашего, Его Королевского Величества, к Великим Государем, к Их Царскому Величеству посольства нашего, и по отдании Его Королевскаго Величества верющей и полномочной грамоты, также всех чинов Речи Посполитой полной мочи, нам данной, будучи на многих разговорах, говорили мы о додержании между Великими Государем, Его Королевским Величеством, и Великими Государи, и Их Царским Величеством, и Их Государской братской дружбы и любви, и чинили общее радение между Ими Великими Государи, и Их обеими Великими Государствы, так Короною Польскою и Великим Княжеством Литовским, как и Российским Царством, в начале о вечном покое, а потом о общем союзе и о исполнении некоторых недополненных статей в договорах Андрусовских и посольских в прошлыя времена, даже до сего нашего постановления, описанных и изображенных, дабы все недружбы и досадительства, на обе стороны учиненныя, на вечныя времена успокоить, и милостию и благословением того же Всемогущаго Бога, в Троице Святого славимого, и помощию и предстательством надежды Христианския, Пресвятыя Богородицы нашея и Пречистыя Девы Марии, и всех Святых молитвами, мы Великаго Государя, Его Королевскаго Величества и Речи Посполитой, великие и полномочные послы, и Великих Государей, Их Царского Величества Ближние Бояре и Думные люди согласно утвердили между Наияснейшим и Державнейшим Великим Государем нашим, Яном Третьим, Божиею милостию, Королем Польским и Великим Князем Литовским, Русским и иных, Его Королевским Величеством, а с другой стороны между Пресветлейшими и Державнейшими и Великими Государи, Божиею милостию, Цари и Великими Князи Иоанном Алексеевичем, Петром Алексеевичем, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцы, и многих Государств и земель восточных, западных, северных отчичи, дедичи, Наследники, Государи и Обладатели, Их Царским Величеством, и Их обоих Великих Государей Наследниками и всеми чинами Речи Посполитой, обоих народов короны Польской и великаго Княжества Литовскаго, духовными и мирскими, и великих Их Государств подданными быть вечному миру и покою Христианскому, так как именно и пространно нижеописанными статьями есть изображено.

1. В том постановленном и утвержденном вечном миру и святом покое всем ссорам, недружбам и неприятством, которыя с обеих сторон, даже до сего времени и дня, до совершения нынешняго вечнаго миру, от начала нарушения прежних Поляновских договоров в прошедшия времена войнами, мечем, или иными какими ни есть недружбами учинился, во всем отставленным, успокоенным и впредь немстительным и непамятным и забвенным быть, такожде и мирным всем прежним договором, сначала после прошедшей войны даже до сего вечнаго миру постановленным и утвержденным, как прежнему Поляновскому вечному миру, так и Андрусовским и посольким Московским, какия ни есть в низ статьи суть изображены и описаны, быть отставленным и впредь невоспомяновенным, и преданы быть имеют в забвение в вечные времена, и сим нынешним крепким, вечным, мирным нашим постановлением и святым покоем, между Великим Государем нашим, Его Королевским Величеством, и между Великим Государи, Их Царским Величеством, и Их обоих Великих Государей Наследниками, и впредь будущими Великими Государи, Короли Польскими и Великими Князи Литовскими, и между Великими Государи, Цари и Великими Князи Российскими, и меж Их Великими Государствами, землями и городами, как теми, что издавна в которой стороне были, тако ж и теми завоеванными, которыя нынешним вечным мирным договором в которую сторону суть поступлены, и меж поддаными обеих сторон всяких чинов людьми быти обновленной, постоянной и утвержденной, пепорушимой и прямой дружбе и доброй верности и покою, по нынешнему нашему утверждению, на вечныя времена, которое с обеих сторон безо всякого нарушения крепко додержано быти имеет, так Его Королевскому Величеству, как Их Царскому Величеству и Наследникам Их, между собою во всяких мерах добра общаго хотети, и брать брату лучшаго искати, и во всем в правду с собою поступати и впредь тому вечному миру от Великаго Государя нашего, Его Королевскаго Величества, и Их обоих Великих Государей от Наследников, и потом будущих от Великих Государей Королей Польских и Великих Князей Литовских, и от чинов Речи Посполитой, обоих народов Корны Польския и Великаго Княжества Литовскаго, духовных и мирских, и от Великих Государей, Царей и Великих Князей Российских быти сдержану и исполнену в вечныя времена безо всякого нарушения.

2. А Великаго Государя нашего, Его Королевскаго Величества, также и Великих Государей, Их Царского Величества, Их Государския именования и титлы писаны на обе стороны быти имеют в Их Государских грамотах и во всяких письмах, дарских грамотах и во всяких письмах, и на Их Государских Государственных печатех изображены, по Их Государскому достоинству и чести, так как в нынешней утвержденной крепости в начале изображено есть, без умаления и пременения; со стороны Его Королевскаго Величсетва Сенаторы, Воеводы и Гетманы и всякаго ряду и чину люди, кому где ведати надлежит, также и в порубежных городех будучие Их Царского Величества Бояре и Воеводы и приказные люди, кому где ведати будет надлежать, по указу Великих Государей своих, Их Государския именования и титлы во всяких письмах по нынешнему Нашему остановлению, как в начале именовано есть писати имебт, постерегая того, чтоб к недружбе причина ни в чем давана не была; а отпуски всякие из Канцелярии Его Королевскаго Величества и от порубежных Короны Польския и Великаго Княжества Литовскаго людей Польским языком и письмом, как до сего вечнаго миру во время прошедшаго перемирия делалось, выходити имеют; а когда Им, Великим Государям, Его Королевскому Величеству, или Их Царскому Величеству, в землях и в городех, которые где Господь Бог впредь поручит от их Государских неприятелей, и теми они обои Великие Государи могут писатись без умаления, и те новыя титла в противность сего вечнаго миру почитаны быти не имеют; а которые люди Их, Великих Государей, больших титл подлинно ведати не могут, и тем в листах своих и во всяких письмах Их Великих Государей именования и титла писати средния во всем, как выше написаны в статье в начале; а когда у Его Королевскаго Величества, или у Их Царскаго Величества случается посольства, или иные дела с иными Государи и Государствы, где случится именовать или писать в письмах печатных и письменных, в договорех его Королевскаго Величества, или Их Царскаго Величества именования на котором языке то ни случится, и тога Их Великих Государей именовать и писать сим словами: Его Королевскаго Величиства Поьскаго и Их Царскаго Величиства Русскиз; а чтоб от прописок в титлах обоих Великих Государей наших, от порубежных простых и неведущих людей случай недружбе не чинился, тогда впредь с обеих стороны порубежные простые люди не должны будут титл Государских полных и средних писати, токмо именовать Его Королевскаго Величества и Их Царского Величества; а Воеводы, урядники и начальные люди в писании именовании и титл с обеих сторон обоих Великих Государей по сему договору вечнаго миру хранить имеют, как о тому в сей статье вышеименованной описано.

3. Такожде уговорили и постановили есмы, что всем городам и землям, в прошедшею войну от Короны Польской и Великаго Княжесва Литовскаго завоеванным, то есть Смоленск с городами и с уездами, которые от сего краю, от Витебскаго, от Полоцкаго и от Лютинскаго уездов к Смоленску належат, Дорогобужу, Белой, Красному с своими местами и с уездами и принадлежностями, как оныя обретаются до сего времени, по перемирному договору, быть в стороне Их Царскаго Величиства, а с другаго краю Рославлю и где суть Северские городы, Чернигову, Стародубу, Новугородску-Северскому, Почепу и иным, также и всей Малой России сея стороны Днепра городом Нежину, Переяславлю, Батурину, Полтаве, Переволочне и всем, того Малороссийскаго краю, городам и землям и местам, какими ни есть прозвищи и урочищи названные, со всеми своими уездами, селами и деревнями и в них живущими всяких чинов людьми и принадлежностями, как они по се время по перемирному договору в стороне Их Царскаго Величества обретались, так и ныне оставатися имеют в стороне Их Царскаго Величества на вечныя времена; а Его Королевскому Величеству от Днепра чрез тот весь помянутой Малороссийской край ни какого города, ни места, ни волости даже до Путивльскаго рубежа во владении и в держании, от нынешняго времени и дня вечнаго миру, не имеет належати вечно и имети не будет, а за Днепром рекою, Киев имеет оставатися также в стороне Их Царского Величества с таковым ограничиванием, именно: вверх Киева берег Днепра, почав от устья реки Ирпени, которая в Днепр впадает, вниз Днепром с городками с Трипольем и Стайками и за Стайками, также Днепром вниз миля, а оттуда от Днепра, почав прямым чрез поля путем, по пяти миль в ширину, а от того места, также ведучи полем прямо до реки Стугны, имеет в стороне во владении и в державе Их Царскаго Величества оставатись; а около Киева все земли, которые суть между речками Ирпенем и Стугною, или Стульмою, даже по Васильков, и тому местечку Василькову и от него вверх, от берега реки Стугны в поле, как Васильков стоит, на полмили выше и оттуда полем прямо к берегу Ирпени черта ведена быть имеет; и что тою чертою в ширину меж Стугною и Ирпенем реками, то все имеет в сторону Их Царскаго Величества належать вечно, и чрез назначенных от обоих Великих Государей, Его Королевскаго Величества и Их Царскаго Величества Коммисаров особыми знаками и копцами те места вышеизображенныя обмежеваны быти имеют; и вниз реки Днепра, что именуется Запороги, живущие в Сече и в Кадаке и в иных местах, по Заднеприю обретающиеся козаки, в каких они там островах и поеселениях своих, от Сечи вверх Днепра, по устью реки Тясмины, которая впадает в Днепр, имеют быть по сему ж вечному договору во владении и в державе Их Великих Государей, Их Царскаго Величества, также со всеми при них будучими стародавными вольностьми и местами, где они Запорожцы всякое удовольствование как в лесах, так и в звериных и рыбных ловлях и соляных промыслах добыток себе приуготовляли издавна; от устья реки Тясмины рубеж имеет быть вверх, в поле, прямою чертою веден, Чигирина не займуя, к лесу, которой называется Черной в сторону Их Царскаго Величества имеет належать; а Королевское Величество и Его Королевскаго Величества Наследники и потом будучие Короли Польские и Великие Князи Литовские и всея Речи Посполитой обоих народов Короны Польской и Великаго Княжества Литовскаго к тем всем вышеупомянутым городам и местам и к Запорожью, как есть выше пространно описано, ныне и впредь никакого приступу вечными времены имети не имеют, и к тем козакам городовым и низовым, обоих сторон Днепра, вышеописанных городов жителем, на вечныя времена в сторону Их Царскаго Величества уступленных Его Королевскому Величеству и Речи Посмполитой никого, ни по что, не посылать и никому посылать и за рубеж в сторону Его Королевскаго Величества вызывать и принимать с стороны Их Царскаго Величества не велеть, и ни какими, которыми нибудь городами, на вечныя времена сим договором уступленными, в грамотах и во всяких письмах Его Королевскому Величеству и подданным Его в сторону Великих Государей, Их Царскаго Величества, также и в окрестныя Христианския и бусурманския Государства не писатись, и на печати изображений тех вышепомянутых городов не иметь, и титлами Его Королевскаго Величества в Канцеляриях быти оставленным вечно.

4. И то постановили есмы и укрепили, что Великий Государь, Его Королевское Величества, и Речь Посполитая Малороссийскаго краю в тех поступленных, вышеописанных городех жителей, служилаго и всякого чину городовых, такожде и Запорожских козаков во истину и в правду сердцем Христианским от подданства своего и от присяги освобождают и отпущают, никакова над ними отмщения не творя и не требуя, и в оборону свою принимать и до места и до городов, там будучих вступатись вечными времены не будут и не велят; а взаимно и Великие Государи, Их Царское Величество, тех козаков за Днепром будущих, Его Королевскому Величеству належащих в Немирове и в Поволочи и около Белой Церкви живущих в оборону свою принимать и до мест и до городов, там будучих, вступатися в вечныя ж времена не будут и не велят.

5. А если Их Царскаго Величества подданные от Смоленскаго и Псковскаго и иных Малороссийских городов рубежей, или именно: от Киевских, Черниговскаго, Переяславскаго, Нежинскаго, Стародубскаго, Галицкаго, Полтавскаго, Лубенскаго, Миргородскаго, Прилуцкаго полков и в иных каких нибудь местех, которыя в сторону Их Царскаго Величества в вечныя времена суть уступлены, или в Запорожье учинятся своевольны и непослушны Их Царскому Величеству, и начальным своим людем послушания отдавать не будут, и похотят в подданстве у Его Королевскаго Величества и у Речи Посполитой быть, тогда Великому Государю, Его Королевскому Величеству, и Его Королевскаго Величества Наследником и впредь будучим Великим Государем, Королем Польским и Великим Князем Литовским, и Речи Посполитыя тех своевольных в подданство свое и под оборону не принимать и за них не вступатись, и за них не стояти, и тайно и явно их не подговаривать, и никого к ним не подсылать и войны не вчинать, и сего вечнаго миру никакими мерами не нарушить; также если Королевскаго Величества подданные от Полоцкаго и от Витебскаго краю или в Занепровских  городех, в Белоцерковском и Поволоцком полкех, или в Немирове и в иных тамошних городех учинятся своевольны и непослушны, и Его Королевскому Величеству и начальным своим послушание отдавать не будут и похотят в подданстве быть у Их Царскаго Величества, тогда Великим Государем Из Царскому Величеству и Их Царскаго Величества Наследником и впредь будущим Великим Государем Царем и Великим Кнчзем Российским тех своевольников в подданство себе и под оборону не принимать, и в них не вступатись, и за низ не стоять, и тайно и явно их не подговаривать, и никого к ним не подсылать, и войны не вчинать, и сего вечнаго миру никакими мерами не нарушать, но паче общаго хотеть, и брать брату лучшаго искать, и во всем правдой поступать.

6. А понеже Великие Государи, Их Царское Величество, по братской своей дружбе и любви к Великому Государю нашему, к Его Королевскому Величеству, для вечнаго покою подлинное число денег, се есть, сто сорок шесть тысяч рублев Московских отчесть и Речи Посполитой отдать указали, тогда из тех вышепомянутых денег сто тысяч рублев Великие Государи, Их Царское Величество, после постановления сего вечнаго миру, ныне Его Королевскаго Величества великим и полномочным послом при отпуске их отдать повелят; а остальные деньги Из Царскаго Величества казны, сорок шесть тысяч рублев, со стороны Их Царскаго Величества во впредыдущее время, то есть от создания мира 7195, а от Рождества Христова 1687, в Генваре месяце, присланным Его Королевскаго Величества дворяном в Смоленску отдать.

7. А что у нас, Его Королевскаго Величества великих и полномочных послов, и Их Царскаго Величества ближних Бояр и Думных людей, между нами зашла трудность о тех разоренных городех и местех, которые от местечка Стаек, вниз Днепра, по реку Тясмину суть, именно Ржищев, Трехтемирев, Канев, Люшны, Сокольня, Черкасы, Боровица, Бужин, Воронков, Крылов и Чигирин, о которых с нами, Его Королевскаго Величества великими и полномочными послы Их Царскаго Величества Ближние Бояре и Думные люди говорили и домогались, чтобы им быть в держании и во владении Великих Государей, Их Царскаго Величества, вечно вниз Днепра, идучи рубежем от местечка Стаек по реку Тясмину: мы, Его Королевскаго Величества великие  и полномочные послы, не имея на то от Его Королевскаго Величества и от Речи Посполитой к договариванию полной мочи, уступить не хотели; тогда мы, Его Королевскаго Величества великие и полномочные послы, и Их Царскаго Величества Ближние Бояре и Думные люди согласно ту статью таким образом уговрорили и постановили, что те места оставатись имеют пусты, так как ныне суть; о которых вышеименованных городех и землях и о границе Их Царскаго Величества великие и полномочные послы к Его Королевскому Величеству и Речи Посполитой, для подтверждения нынешняго миру посланные, по отдании Их Царскаго Величества подтверждающей грамоты, и по отобрании у Его Королевскаго Величества присяги, и по принятии Его Королевскаго Величества взаимной подтверждающей грамоты, донесут то Его Королевскому Величеству и Речи Посполитой; и о том с назначенными от Его Королевскаго Величиства и Речи Посполитой из Сенату договор учинять; а если бы то для каких заходящих туда трудностей к совершенному договору придти не могло, тогда вольно будет в тоже время того дела оную статью отложить до иного лучшаго и способнейшаго времени; а покамест достаточный о том договор и постановление не учинится, те места имеют быть пусты; а к нарушению сего вечнаго миру то в затруднение и омедление не иметь, и для того нынешняго вечнаго миру, никогда не нарушать впредь к нарушению не причинять.

8. А что в прошедшия перемирныя лета, в надежде сего вечнаго миру, из завоеванных городов и земель уступлены суть в стороны Его Королевскаго Величества городы и места: Полоцк, Витебск, Диноборк, Невль, Себеж, Велиж, Лютин, Резица, Марнауз, со всеми Лифляндами полуденными и со всеми тех городов воеводствами и поветами, издавна к ним надлежащими: и тем городом быти в стороне Его Королевскаго Величества, также на вечныя времена, а Великим Государем, Их Царскому Величеству, и Их Царскаго Величества Наследникам в те вышепомянутые города и места не вступатись и причитания к ним никакого не имети; также и те все волости, которыя недавно козаки за Сожею заехали, в сторону его Королевскаго Величества належати и отданы быти имеют.

9. Также уговорили и постановили, что Великий Государь, Его Королевское Величество, церквам Божиим и Епископиям: Луцкой и Галицкой, Премышельской, Львовской, Белороссийской, и при них монастырям Архимандриям: Виленской, Минской, Полоцкой, Оршанской и иным Игуменствам, братствам, в которых обреталось и ныне обретается употребления благочестивой Греко-Российской веры, и всем тамо живущим людем, в Короне Польской и Великом Княжестве Литовском в той же вере оставающим, никакого утеснения и к вере Римской и к Унии принуждения чинить не велить и быти то не имееть, но по давным правам во всяких свободах и вольностях церковных будет блюсти. А понеже нынешним Киева в сторону Их Царскаго Величества отъитием, Епископом вышеупомянутым, в Короне Польской и Великом Княжестве Литовском пребывающим, по духовному их чину и обыкновению, довелось приимати благословение и рукополодение от Киевскаго Митрополита: и то никому из них в милости Его Королевскаго Величества вредити не иметь. А взаим Их Царского Величества людям веры Римской в Государствах Их Царскаго Величества, пачеж в нынешних отошлых странах от Великих Государей, Их Царскаго Величества никакое в вере не имеет бы тьтвроено безправие, и к иной вере принуждение, наимпаче будут иметь всякую вольность той веря держать, и в имениях своих никакой препоны и убытка не понося, на милость Их Царскаго ВЕличества то им вредити не имеет, и веры своей вольной употребление в домех своих вольно иметь; и сию нашего договру статью при иных Королевскому Величеству и Речи Посполитой на Сейме вольном подтвердить, и в Сеймовую конституцию напечатать.

10. Разсудив добро сего Христианства, а желая народы под бусурманским игом стенящие из толь тяжкой свободить неволи, а паче всего хотя истинную веру Божию и хвалу Его, Магометанския мерзости извергши, во святилище Господне ввесть; видя при том ненадежность всяких с поганством постановлений, что тот креста святаго и всех Христиан общий неприятель, Салтан Турской и Хан Крымской постановленных с Великими Государи, с Их Царским Величеством, мирных договоров к недодержанию приводя, посылали от себя из Крыму и из Азова на Украйные Их Царского Величества городы и места воинским наступлением Беев и иных Мурз со многими ратьми, которые многой полон поимали и разорение знатное чинили; также и на Государство Великаго Государя, Его Королевскаго Величества, не додержав учиненнаго  с собою покоя, войною наступили: тогда по многих разговорах уговорили и постановили, что Великие Государи, Их Царское Величество, по братской своей к Великому Государю, к Его Королевскому Величеству дружбе и любви, и по желанию Цесарского Величества Римскаго и Королевскаго Величества Французскаго и Курфирста Бранденбургского, также и Речи Посполитой Венецийской, за наступлением постановленного вечнаго миру изволили Их Царское Величество покой разорвать, которой с Салтаном Турским и с Ханом Крымским по се время временной имели, а союз с Его Королевским Величеством вечной, оборонительной против поганства принять, а наступительной, покамест с бусурманы война пребывати будет. А чтоб тем основательнейший и соврешеннейший тот союз постановленный был: тогда тотчас в сем же воинском времени нынешняго от Рождества Христова 1686 а от создания мира 7194 году, за многие бусурманския неправды, для имени Христианскаго и для избавления многих Христиан стенящих в бусурманской неволе, отвращая силы бусурманския Хана Крымскаго от Госдураства Его Королевскаго Величества, при помощи Божией укажут Их Царское Величество послать войска свои со всяким воинским нарядом в Сечу и на переправах на Днепре, где Крымския войска обыкли переправлятися, забороняя приходу в Государства Его Королевскаго Величества, и в тех местах всякое воинское дело и промысел над неприятеле креста святого чинить; также и Донским козаком повелять Великие Государи, Их Царское Величество, на того ж неприятеля наступить, и промысл воинской чинить на Черном море, под теми ж Крымскими юрты и под их городами и местами, где воинской случай с бусурманы употребляти будет; а в будущем году от Рождества Христова 1687, а от создания мира 7195, также впредыдущия лета многими силами на самой Крым помощию с стороны Их Царскаго Величества быти имеют; а Его Королевскаго Величества коронным и Великаго Княжества Литовскаго многим войском, в те же времена воинским наступлением на Турецкия войска и орды Белгородския со всеми воинскими притоговлениями воинской промысл чинить, отвращая силы неприятельския, чтоб на войска Их Царскаго Величества, случась с Крымскими силами, не пришли потамест, покамест у Великаго Государя, Его Королевскаго Величества и у Великих Государей, у Их Царскаго Величества, с бусурманы общий мир не станется.

11. А когда даст Господь Бог Их Царскаго Величества войскам вступить в Крым и учинить воинской промысл над Крымским юртом, и если Салтан Турской подвигнет в то время войска на Государство Их Царскаго Величества, а именно, к Киеву и к иным местам: тогда Его Королевскаго Величества коронным и Великаго Княжества Литовскаго войскам идти против войск  Турских, и над теми неприятельскими войсками силами своими чинить воинской промысл, отвращая те войска от Государств Их Царскаго Величества; также взаимно Великие Государи, Их Царское Величество, войсками своими Крым отвращать имеют, когда бы такова сила имела наступить бусурманская на Государство Его Королевскаго Величества, именно, на Львов и на иные места, и пересылать между собою друг другу помогать таким способом, как выше описано.

12. И то постановили есмы Великим Государем, Их Царскому Величеству, после постановления сего вечнаго миру писать к Салтану Турскому и Хану Крымскому в грамотах Их Царскаго Величества, объявляя о том вечном миру и союзу учиненном, и чтобы Салтан Турской и Хан Крымской с войсками своими на обои Государства войною не наступали, и от войны достаточно престали, и удовольствование на обе стороны учинили. И если по тем Их Царского Величества грамотам будут у Великаго Государя, у Его Короевскаго Величества, и у Великих Государей, у Их Царского Величества, Салтан Турской и Хан Крымской дружбы и миру искать, и от войны достаточно похотят престать, и в жадании Государском удовольствуют, и Его Королевскому Величеству учнуть отдавать завоеваны: тогда похотят Великий Государь, Его Королевское Величество, и Великие Государи, Их Царское Величество, между собою о том чрез послов или посланников любительныя учинить обсылки, и с Салтаном Турским и с Ханом Крымским мир обще постановить, и то завоеванье чрез покой отобрать, и тем Его Королевское Величество иметь довольствоватись; а то имеет быть за пересылкою Его Королевскаго Величества с иными союзники Его Королевскаго Величества и Речи Посполитой, к чему Его Королевское Величество и Речь Посполитая приводит тех союзников, чтоб на то поволили, обещается, как и Его Королевское Величество имеет надежду, что то те ж союзники наши учинить поволят. А естьли Салтан Турской или Хан Крымской будут у Великих Государей, Его Королевскаго Величества, или у Их Царскаго Величества дружбы искать по одному: тогда одна сторон без другия ни в какие договоры с Салтаном Турским и с Ханом Крымским вступати и миру чинисти с ними не имеет: а быти тем договором по общему Его Королевскаго Величества и Их Царскаго Величества согласию и договору; имети Великому Государю, Его Королевскому Величеству и Великим Госвларем, Их Царскому Величеству, обще о том радение, чтоб постановить мир с Салтаном Турским и Ханом Крымским к прибыли Его Королевскаго Величества и Их Царского Величества Государствам без продолжительные войны, так как описано в сей вышеименованной статье, и ссылаться о том Великим Государем, Его Королевскому Величеству и Их Царскому Величеству между собою почасту.

13. При том Великий Государь, Его Королевское Величество, Великих Государей, Их Царское Величество обнадеживает, что Его Королевскаго Величества союзники, Цесарское Величество Римский и иные, по учиненном и присягою утвержденном договоре, против тех бусурман в таковой же силе и мочи пребывати будут, в какой с Его Королевским Высочеством ныне суть договорами обязаны, и небослався с Великими Государи, с Его Королевским Величеством и с Их Царским Величеством Цесарскому Величеству Римскому и Речи Посполитой Венецийской с Турским Салтаном и с Ханом Крымским к миру не склонять, и одному без другова покою не становить; наипаче с своих сторон стояти и отпора и промысл над ним, при помощи Божией, наступательной и оборонительной всеми силами чинити, как ныне есть, потамест, дондеже у Великаго Государя, Его Королевскаго Величества, и у Веиких Государей, Их Царскаго Величества; с теми бусурманы война и союз наступательной иметись будет.

14. Также договорили и постановили есмы, что Великому Государю, Его Королевскому Величеству и Великим Государям, Их Царскому Величеству, против тех же общих Христиан неприятелей, Турскаго Салтана и Хана Крымскаго, в наступательной и оборонительной союз призывать Королевское Величество Французскаго, дабы и он к тому святому случению, по образу всех Государей Христианских, против бусурман приступил, и при помощи Божией, с своей стороны войсками, или деньгами спомоществовал, как бы не дать тому поганину над Государствы Христианскими распространитися; к тому же призывать и иных Христанских Монархов, которые еще не вошли, се есть Англинскаго, Датскаго Королевския Величества и Речи Посполитую Голландскую.

15. А когда по воле Божией и по соизволению Великаго Государя, Его Королевскаго Величества и Великихи Государей, Их Царскаго Величества, с Салтаном Турским и с Ханом Крымским покой вечной станет и война окончится; если бы Салтан Турской, или Хан Крымской, или чрез Визиря, или чрез Калгу и Салтанов на Государства обоих Великих Государей, или на которое из них единое наступили, и под Киев или на иные Украйные города, или на Подолье и ко Львову Визиря и Пашей с Турскими войски послали, также Хан Крымской Калгу или Нурадына с Мурзами; тогда союз оборонительный таким же отвращением и способами, как о том выше постановлено и написано в 10 и 11 статьях, быти имеет. А если по докончанию нынешней войны, и по учиненном с Салтаном Турским и с Ханом Крымским покое, нарушений от Салтана Турскаго и Хана Крымскаго не буде, а хотел бы которой ни есть из Монархов, Его Королевское Величество, или Их Царское Величество новую войну наступльную зачинать, и в Госудраства Из с войсками идти: тогда одна сторона другой в ту зачатую наступательную войну помочствовать не имеет, и сей наше нынешний союзный договор имеет быть отставлен.

16. Такожде договорили есмы и постановили, понеже во время прошедшаго перемирия между Государств Великаго Государя, Его Королевскаго Величества и Великих Государей Их Царскаго Величества, городам и землям, которые городы и земли с стороны Их Царскаго Величества поступлены из завосванных в Его Королевскаго Величества сторону, не учинено до сего времени размежевание земель, что во время прошедшия войны в порубежных городах живущие люди, чрез старые рубежи, в уездех лесы посекли и признаки и грани попортили: тогда Великий Государь, Его Королевское Величество и Великие Государи, Их Царское Величество по постановлении сего вечнаго миру изволят для того досмотру, с обеих сторон по подтверждении обоих Великих Государей наших нынешняго вечного миру, выслать по две особы порубежных судей и коммисаров с одного краю от Смоленска и от поступленных от Витебска и от иных городов и земель с полномочными своими Государскими грамотами, которые порубежные судьи и коммисары по обсылке между собою съехався на границе, и тех уездов с обеих сторон собрав многих старинных с волостей с волостей людей ведомых, распросят в землях и в водах и в лесных угодах и гонах, по старым ли рубежам на обе стороны владеют, и спору какого на обе стороны нет; и тем порубежным жителям обои межевые судьи и коммисары прикажут на обе стороны, чтобы и впредь имели с обеих сторон владение земель по старым рубежам; а где старожилы скажут границу попорченную, тогда те ж судьи и коммисары свми осмотреть, велят признаки и грани учинить и старыя межи поправить, и прикажуть крепко тамошним жителем и с волостей крестьянством постерегати того, чтоб во всяких угодьях с одной стороны другой обиды никакия впредь чинены не были.

17. А с другого краю, что Киев город и принадлежащие к городу Киеву вышепомянутые города и места, которыя в 5 статье объявлены, також и на другой стороне Днепра от Чернигова и от Стародубова, выслать с обеих сторон других судей и коммисаров, которые судьи и коммисары по тому ж между городами и месты, тако ж и Королевскаго Величества между городами и месты разграничение земель учинять, и тамошним живущим людем на обе стороны заказ учинять, и признаки устроят, которыми местами и землями, которой из них стороне, по сему вечному миру, владети належати будет, остерегаючи того, чтобы на обе стороны ни за что между порубежными жителями ссоры и недружбы не возрастали.

18. А понеже все Государства извыкли казне Государской чинить пополнение от торговых купецких людей промыслов; тогда в надежду обоих Великих Государей наших Их Государской братской дружбы и любви, и о сем договорили мы и постановили, что обоих Великих Государей, Его Королевскаго Величества и Их Царскаго Величества торговым людем, (кроме жидов) от нынешняго постановления вечнаго миру, ездить на обе стороны со всякими товары незаказными с приезжими, так в сторону Великаго Государя Его Королевскаго Величества в Стольные городы, Краков, в Варшаву, и Вильну, как в сторону Великих Государей, Их Царскаго Величества в Царствующий Великий град Москву, вольно будет; а пошлины от товаров платить, по Уставу обоих Государств, в обычайных местех, а сверх Уставу убытку купцом и никаких грабежей не чинить, и тем их не отгонять, и товаров не задерживать, но вольную торговлю во всем обоих народов купцам сохранить; также и Двиною рекою к Риге, и из Риги к Смоленску купцом Смоленским и иным в промыслех своих и в проездех с товары и безо всякаго затруднения, с платежем уставных пошлин а сверху уставу убытков ими и грабежу не чинить, и тем их не отгонять, и никаких грабежей, как по се время было, не чинить, и товаров не удерживать, но во всякой свободе торговые промыслы на обе стороны сохранять имеют; а Шляхте в стороне Его Королевскаго Величества, с тех купцов ни чего своевольно не имать, и тем купцов от торговых промыслов не отгонять, а что и в стороне Царскаго Величества взаимным способом чинено будет.

19. А долги, которые еще перед войною и во время перемирия чрез подлинныя записи и кабалы, также и чрез договоры купецкие, учинены, одному на другом взяти вольно, и меж людьми всякого чину так короны Польской и Великаго Княжества Литовскаго, как же и народу Московскому и чрез прошедшую войну прибылых, в сторону Их Царскаго Величества городов уступленных, когда с обеих сторон покажутся, и слушными доводами объявлены будут: тогда всякому такому изобиженному, по крепостям и записям и против купецких договоров, на обе стороны расправа и управа достаточная, против права и достоинства, учинена быть должна.

20. А в которой стороне своевольные и непослушные люди покажутся, тогда об них в порубежных городех имеет быти объявлено Воеводам и Комендантом, и над теми ж людьми ж людьми, против сыску, карание имеет быть без милосердия учинено, в порубежных городех: Воеводам и начальным людем во всяких соседских управных делех радетельными быти, и разбойников и всяких злых неспокойных людей сыскивати, от которых на обе стороны зачнутся какия ссоры быти, где и в которых местех их сыскивать и поимать мочно, и против их вин чинить над ними казнь, кто чего будет за вину достоин, по звычайному обоих Государств праву, чтоб меж Великими Государи нашими, ни о чем недружбы не было. А кому какие убытки и исходы учинятся и разнесуть те животы, и разделят с иными людьми, и то против достоинства отдавать и товарищам их возбранити, так же чинити заповеди, так чтоб впредь злых дел чинить не дерзали.

21. А если за причиною которыя нежелательства и досадительства прилучатся меж обеими сторонами, и которая сторона изобижена будет: и тоя стороны Воеводам и Наместником для такия обиды или утеснения другой стороны Наместником и Воеводам на близкиз порубежных городех, где то насильство учинится, дать ведать, и съехався на рубеж, те противные поступки и учинки, кому будет належать, выслушать и по братски разсудить, и управу учинить без проволоки, в правду; а сего вечнаго миру ни за какия порубежныя ссоры и поступки ни каким обычаем не нарушать.

22. А буде большия дела прилучатся, которых порубежным Воеводам расправити и успокоити н мочно будет: и то отложить до посольких обоих Великих Государей съездов; а которых полсов обои Великие Государи, для тех дел с обеих сторон на рубеж пошлют, тогда они между собою обошлются, чтоб с обеих сторон было сручно, безо всякого спору, съехаться, и о тех делех, в которых будут высланы, договариваться, и во всем добрую святую справедливость вправду без проволоки учинити имеют; а сего вечнаго миру ни для каких причин не нарушать.

23. Также в том вечном миру имеют быть успокоены Великаго Государя Его Королевскаго Величества, и Великих Государей Их Царскаго Величества все Их Государства земли, городы и подданные, так что ни которой Государь друг на другом тайныя и явныя недружбы замышляти не будет, ни сам собою, ни чрез иных никакого зла не чинить и не велети.

24. Особно тако ж Великий Государь Его Королевское Величество, и Его Королевскаго Величества наследники, и потом будучие Короли Польские и Великие Князи Литовские, и вся Речь Посполитая, Короны Польской и Великаго Княжества Литовскаго, обоих народов духовные и мирские, ни сами собою, ни чрез иныя какия подставныя особы, явных или тайных неприятелей, которые б были Великим Государем, Их Царскому Величеству и всему Российскому Государству, в совете не принимать, и помочи им казною и людьми давать и ни какого зла чинить не имеют, также и в городы Их Царскаго Величества Великороссийские и Малороссийские во все, которые в державе Их Царского Величества с землями и крепостными и в подлежащие уезды и подданных не вступаться, и не воевать, и ни какого зла не учинить, и чинить не велеть и ни какого недруга не наводить и наводить не велеть, и людей из тех городов и мест в свою Королевскаго Величества и Речи Посполитой строну наговаривать и выводить закажет. Взаимное Великие Государи Их Царское Величество и Наследники Их, и потом будучие Великие Государи, Цари и Великие Князи Российские, явных и тайных неприятиелей, которые бы были Великому Государю Его Королевскому Величеству и всей Короне Польской и Великому Княжеству Литовскому, в совет не принимать, ни помочи им казною и людьми на случай к недружбе и войнам сами собою ни чрез подставныя особы давати и зла чинити не имеют, также и в городы Его Королевскаго Величества и Речи Посполитой, которые к Короне Польской и к Великому Княжеству Литовскому належать, и в иные Его Королевскго Величества и Речи Посполитой городы, земли и крепости, и в их подлежащие уезды и подданных, не вступатися, и не воевать и никакого зла не чинить, и чинить не велеть, и недруга никакого не навести и навести не повелеть, и людей из тех замков, мест и земель в свою Царскаго Величества сторону призывать и выводить закажут; но пасе во все вечнаго миру лета с обеих сторон брат брату всякое дело, и что к братству надлежит, показывать имеют чтоб недружба не уростала, и к войне причины не были, и до война и до разлития крови и до опустошенья обеих Государств всяким промыслом с обоих сторон не допустят, но паче сдержат Христианским радением в покое, и низа какие рушающия причины, войны вчинать не имеют и не будут.

25. Также согласно договорили и постановили есмы, что нынешний наш согласной о вечном миру договор, на содержание вечных времен Великие Государи Их Царское Величество пред Святым Евангелие, на ближних Бояр и Думных людей, и на наше Его Королевскаго Величества и Речи Посполитой великих и полномочных послов, утвердить и укрепить изволяют, что взаимно и Великий Государь наш Его Королевское Величество, те вечнаго миру договоры на содержание и вечным времяны, на подтвержденных Великих Государей Их Царскаго Величества, также и на своей Королевскаго Величества, грамотах при ИХ Царскаго Величества великих послех, которые к Его Королевскому Величеству с подтвержденною Их Государскою грамотою присланы будут, по принятии ея утвердить и укрепить и присягу на Святом Евангелии учинить без всякаго толмачения, и по учинении той присяги, тем Их Царскаго Величества великим послом, свою Королевскаго Величества подтверждающую грамоту с Государственными маестатовыми Коронною и Великаго Княжества Литовскаго печатьми в руки отдать повелить, и к Великим Государем, к Их Царскому Величеству отпустить не задерживая, о которых великих послех, по обычаю обсылка чрез гонца учинена будет.

26. Также договорено и постановлено, что великим и полномочным послом; будучим в обоих Государствах в посольствах, пред Великим Государем, Его Королевским Величеством, и пред Великими Государи, Их Царским Величеством, для Их Государской превысокой чести, посольства свои отправлять всегда не покровенными главами, се есть без шапок, а принимать тех послов и поланников и гонцов на обе стороны и отпускать с честью по достоинству, и приезд и отъезд им имеет быть добровольно, безо всякой зацепки и задержания; а корму послом и посланникам и гонцем со всеми при них будучими людьми, давать в обеих сторонах, так в Короне Польской и в Великом Княжестве Литовском, как и в царствующем Великом Граде Москве, с приему на границах, и до отпуску из того Государства в другое Государство возвращающимся послом по четыреста рублев, посланникам по 50 рублев, гонцом по 30 рублев на неделю, подвод послом по сту по пятидесяти, посланником пятдесят, гонцу тридцать; да кроме того корму в зимнее и в летнее времена, послом и посланником и гонцом дрова давать и воду к ним возить, коль много на удовольствование людем будет надобно; а когда послом, и посланником и гонцом, кому в своей в дороге прилучится к Великим Государем ехать, и по обсылке по посолькому обычаю выехано к ним будет, чтоб их с кормами и с удовольствованием посольским принять, и те после дадут приставу, людем и лошадям роспись, и от приставов , как в дороге, так и при Великих Государех в посольство и честь над ними по посолькому извычаю чинена быть имеет; а умаления ни в чем, как в приеме, так и в отпуске до самого рубежа, не учинять, и чинить не велеть.

27. А с теми послы и посланники, купцом с товары ездить до обоих Государств, так Его Королевскаго Величества Короны Польской и Великаго Княжества Литовскаго в Стольные городы Краков, в Львов, также Варшаву, как из другой стороны в самый Стольной Государства Их Царскаго Величества город, и где указано будет, торговать или  на свои товары менять имеют явно, а не тайно, и те купецкие люди при послах, столь долго, доколе послы в своих посольствах будут, пребывати могут; а по отправлении их, имеют с послами ни малаго времяни не отставаючи отъехать, також будуие при послех люди никакого народу людей подговаривать и тайно с собою вывозить не имеют, а еслибы кто виноват в том объявился, тогда на таком виноватом суде совершенный имеет быть учинен, а купцом заповеднвх товаров, вина и табаку в Российское Государство возить.

28. Такожде в надежду всякаго пожиточнаго соседскаго добра обоих Великих Государей наших Государствам служащего в остерегательств не токмо посторонних неприятельских замыслах, но и для промыслов в торговых пожитках и в иных Богоприятных делех постановили есмы согласно, чтоб из одного Государства чрез другое Государство, с грамотами Государскими, проезд был вольной и безопасной , так как и Короны Польской и Великаго Княжества Литовскаго чрез Государства Их Царскоаго Величества, с грамотами, или с проезжими от Его Королевскаго Величества данными, в Персидскую землю и дале, также и из Государства Великих Государей, Их Царскоаго Величества Московскаго, изо всей Великой России, чрез Государство Короны Польской и Великаго Княжества Литовскаго, с грамотами для безопасства от Их Царскаго Величества данными, в розныя страны Государств посланным, и тем назад возвращающимся быть в надлежащем безопасстве, и туда, куда посланы будут, ехать, и до Государств своих возвращатися, с всеми при них будущими пожитки, в обоих Государствах незаказными, и с людьми их в соседском сохранении с вольным наймом подвод,с платежем однако достойных от товаров пошлин, каковы в котором Государстве постановлены будут, которые от города до города тех обоих Государств, со всяким безопасством и вспомогательством, без задержания пропущены быть имеют.

29. А понеже много належит обоим Государствам Великих Государей наших в скорой и в части меж собою обсылке для ведомости чрез грамоты в скорых приключающеихся делех Государских, а особенно в помощи общей против бусурман, также и для примножения торговых обоим тем Госудаствам пожитков, и с тех причин согласно договорили и постановили, чтоб чрез почту таковы обсылки, которыя скорейше, нежели чрез гонцов, как преж сего с великою мешкотою бывало, потребуют ведомости, для безопасства и потреб Государских деялось, и для того почта со стороны Его Королевскаго Величества, начав от места пребывания Его Королевскаго Величества, чрез Государство Его ж оролевскаго Величества, даже до Кадина местечка на рубеже Воеводства Мстиславскаго лежащаго, постановлена будет, которая на всякую неделю путь свой шествуя, всякие листы и ответы, как Государские, буде будут, так и торговые, в другую стороны до мстечка порубежнаго Воеводства Смоленскаго до Мингович реченнаго, в державе Великих Государей, Их Царскаго Величества будучего, назначенному Почтмействеру над почтою, от Их Царскаго Величества, безпрестанно там будучему, в целости отдавать должна, которой те листы все приняв, чрез Смоленск, до царствующаго града Москвы, как скорее отсылать имеет, а взаимно листы и ответы Государские, буде будут, как и торговые с Москвы до Мингович, а из Мингович в Кадина присланные, Почтмейстер, от Его К оролевскаго величества назначенный, приняв как скорее, до места пребывания Его Королевскаго Величества отсылати будет; а в обоих Государствах в отпуске с почтами, кроме Государских на обе стороны посылок и рамот от торговых людей, и от писем их в своих промыслех торговых писаннвх может быть устава, по чему платить, проти обычаю во всех Госудаствах будучео постановления, и что бы торговыя письма под уставныя почты посыланы, и у почтарей записываны были.

30. Также договорили, когда дасть Господь Бог, по подтверждении обоих Великих Государей наших, для надежды сего вечнаго миру и непорушимаго содержания, имеют Великие Государи, Его Королевское  Величество и Их Царское Величество окрестным Государем, с которыми вечной или временной покой есть, в грамотех любительных, когда прилучатся, чрез послов и посланников, сей утвержденной вечной миробъявить, чтоб не без ведомости было, и потом чтоб меж купецкими людьми с окрестными Государствы торговые промыслы множились.

31. А буде изволением Божиим прилучится которому Великому Государю с сего света на вечное блаженство переселиться; тогда о нем наследствующему Великму Государю, для непорушимаго додержания сего вечнаго миру, другаго Государя чрез своих послов обвестить, что потом другий Государь взаимно имеет учинить, и тот вечной мир полдтверденными своими Госудаским грамотами, вообще обоиВеликиме Госудаи подтвердити должны будут, чтоб не к разорванию, но паче к утверждению и покою непорушимому служило.

32. А ели бы за нечаянными пригодами, сей вечнаго миру договор, письмом подтвержденный, в котором Государстве в канцелярии утерялся, или до отнесения и отдания до канцелярии задетися где имели: тогда таж крепость и пребывательство договору нынешняго, описаннаго, в другом Государстве будучего, имеет обоим Великим Государем и Их Великим Государствам вообще служить, и в таковом же ненарушении нынешняго постановления покою святаго оставатися будет.

33. А для совершеннейшаго и достаточнейшаго и основательнейшаго постановленнаго обнадеживания, что то все, что здесь меж нами Его Королевскаго Величества и Речи Посполитой великими и полномочными послы и меж Их Царскаго Величества ближними Бояры и Думными людьми учинено, , договорено, постановлено и совершено есть, от наияснейшаго и державнейшаго Великаго Государя нашего, Яна третьяго, Божиею милостию Короля Польскаго, Великаго Князя Литовскаго, Рускаго и иных, от Его Королевскаго Величества и от наследников Его, и впредь будущих от Великих Государей Королей Польских и Великих князей Литовских и всей Речи Посполитой, духовных и мирских, обоих народов Короны Польской и Великаго Княжества Литовскго, также и от Пресветлейших и Державнейших Великих государей, Божиею милостию, Цраей и Великих Князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцев и многих Государств и земель восточных и западных и северных, отчичей, дедичей, Наследников и Государей и Обладателей, от Их Царскаго Величества и от Наследников Их, и впредь будущих от Великих Государей, Царей и Великих Князей Российских, цело и непорушимо на вечные времена сдержано будет, и то нынешнее докончание вечнаго миру крепкое и нерушимое быти имеет: к которому постановлению и записи мы великие и полномочные Его Королевскаго Величества и Речи Посполтой послы, с подписанием рук наших, при печатех присягою нашею, общею с обеих сторон, пред Святым Евангелием подтвердили, и сими записьми Великих Государей Их Царскаго Величества с ближними Бояры и Думными людьми разменились есмы.


Источник: 
Полное собрание законов Российской империи. Собрание 1-е. СПб., 1830. Т.2. №1186. С.770-786.

XVII век