Грамота на права и выгоды городам Российской империи
21.04.1785
1

Грамота на права и выгоды городам Российской империи (или Жалованная грамота городам) 1785 г. - законодательный акт, изданный Екатериной 21 апреля 1785 г. для регламентации правового статуса «городских обывателей». Она устанавливала для горожан основы самоуправления, в принципе аналогичные принципам, изданной в этом же году Жалованной грамоты дворянству. Она состояла из манифеста, шестнадцати разделов и 178 статей. Указанная грамота завершила устройство городского общества, которое составлялось из обывателей податных сословий («среднего рода людей» или «мещан вообще») - купцов, мещан и ремесленников. Закреплялся единый сословный статус всего городского населения, независимо от профессии и рода деятельности. То есть городское гражданство определялось как совокупность прав и обязанностей, связанных с отношением к налогам, занятиям (торгам и промыслам), недвижимости и т.п. Сведения обо всех гражданах надлежало заносить в городскую обывательскую книгу.

Жалованная грамота учреждала новые выборные городские учреждения, расширяя круг избирателей. Горожане были в определенной мере искусственно поделены на 6 разрядов по имущественным и социальным признакам: 1) «настоящие городские обыватели» - владельцы недвижимости из дворян, чиновников и духовенства; 2) купцы трех гильдий; 3) ремесленники, записанные в цехи; 4) иностранцы и иногородние граждане; 5) «именитые граждане» (имели 7 категорий: дважды с похвалой отслужившие на выборных должностях; ученые, имеющие академические и университетские аттестаты; дипломированные художники; лица, объявившие капитал свыше 50 тыс. руб.; банкиры с капиталом 100–200 тыс. руб.; оптовые торговцы; кораблехозяева); 6) «посадские» (все остальные граждане, занимающиеся в городе промыслами или рукоделием). Первое деление на гильдии было проведено еще в 1720 г., но окончательное организационное оформление было осуществлено «Жалованной грамотой городам» 1785 г. Мещане были выделены самостоятельную группу только в 1775 г. То есть реформы 1775-1785 гг. призваны были завершить процесс формирования городских сословий как одно из условий формирования всесословного общества. Жалованная грамота городам теоретически привлекала к участию в городском управлении всех жителей города, в том числе и дворян, имевших дома в городах. Выборы проходили раз в три года по каждому разряду отдельно. Раз в 3 года созывалось собрание «градского общества», в которое входили лишь наиболее состоятельные горожане, т.е. с капиталом не менее 5 тыс. руб. Горожане избирали из представителей всех разрядов городского населения Общую городскую думу (распорядительный орган), городского голову, бурмистров и ратманов магистрата, судей словесного или торгового суда и др. В свою очередь, Общая городская дума избирала сословный исполнительный орган — шестигласную думу, в которую входили по одному представителю (гласному) каждого из шести разрядов населения города. В этих учреждениях главным выборным лицом стал городской голова. Эта должность существовала с 1766 г. Сначала выборы проводились через два, а с 1775 г. через три года. Но до реформы 1785 г. голова исполнял лишь случайные поручения правительства и не имел отношения ни к магистрату, ни к городским делам. Компетенция обеих дум была ограничена сферой городского хозяйства, образования, соблюдением правил торговли и т.п. Права и обязанности каждой сословной группы строго регламентировались. Все решения дум контролировались назначаемым правительством городничим и губернатором. Судебными выборными учреждениями в городах были магистраты - органы сословного городского самоуправления (отдельно избирались суды для дворян и для городского населения). Грамота также включала особое ремесленное положение, предоставлявшее право свободы занятия ремеслом для всех ремесленников с условием обязательной их записи в цеха, с детальной регламентацией производства, внутрицеховых отношений и т.п. Тем не менее, несмотря на ярко выраженную сословность, грамота способствовала формированию корпоративного сознания горожан. В этом документе утвердилось понятие «город» как юридического лица, единой местной общиной, имеющей свои, отличные от государственных, интересы и нужды. Каждый город получил герб и печать, которой «градское общество» скрепляло свои постановления. В «Жалованной грамоте городам» нет упоминания о сборах государственных налогов и казенных службах. Предметом заботы новых органов самоуправления стали «пользы и нужды» города. Именно отсюда берет свое начало городской бюджет, который формировался за счет переданным городам таможенных сборов и 1% от казенного питейного дохода. Грамота четко определяла и городскую собственность, состоящую из земель, мельниц, трактиров и других оброчных статей. Для решения хозяйственных задач города получили некоторую долю самостоятельности в расходовании средств. Таким образом, Грамота создавала условия для превращения городов в самоуправляющиеся общины. Но значение грамоты городам не ограничивается введением городского самоуправления. По своим задачам и составу статей этот законодательный акт можно назвать как городской, так и сословной реформой городского населения. Очевидно стремление законодателей превратить тяглые сословные группы в «регулярные» сословия. Грамота обеспечивала ряд существенных привилегий для городского населения, особенно для купцов 1-й и 2-й гильдий. Сословное самоуправление купцов и ремесленников фактически подменяло собой городское самоуправление. Купечество получило монополию на торговлю, освобождалось от ряда казенных служб и могло возмещать деньгами (сначала 360, а затем 500 руб.) рекрутскую повинность. Купцам 1-й гильдии разрешалось вести внешнюю торговлю, иметь фабрики и заводы; 2-й - внутренний оптовый и розничный торг, 3-й - мелочную торговлю по городу и уезду. Купцы 1-й и 2-й гильдий освобождались от телесных наказаний. Именитые граждане в трех поколениях в возрасте 30 лет могли «просить» дворянства. Необходимо заметить, что такого широкого участия населения городское законодательство не знало до 1917 г. Не зря современники назвали Жалованную грамоту городам «краеугольным камнем» городского самоуправления в России. Впрочем, положения этого закона не были воплощены в жизнь. Причинами тому были: жесткий контроль со стороны администрации за деятельностью городских дум, несовершенство закона (в первую очередь, неопределенность сферы деятельности городских дум) и неготовность общества к совместной деятельности. Дело в том, что сфера, отведенная органам городского самоуправления, уже была распределена между городовыми магистратами (сбор налогов), приказами общественного призрения (социальная сфера) и управами благочиния (городское благоустройство). Поэтому В.О. Ключевский назвал Жалованную грамоту городам «замечательной попыткой» правительства в деле уравнения и сближения русских сословий. То есть законодатели пытались решить одновременно две взаимоисключающие задачи: с одной стороны, объединить городское население в градское общество, с другой - разделить его на отдельные сословия. Вспомним, что Екатерина вступала на престол с проектами масштабных либеральных преобразований. Будущее государственное устройство России планировалось по идеям, почерпнутым в сочинениях Монтескье, Дидро, Вольтера. Еще в ее Наказе Уложенной комиссии с его ключевыми темами свободы и равенства перед законом Россия однозначно определялась как европейское государство. Однако Жалованная грамота городам закрепляла сословную средневековую, по типу западноевропейского средневековья, структуру устройства города. Наибольшие права получало гильдейское купечество. Остальные пять «сословий» горожан оставались неполноправными категориями населения, а ремесленники и мещане (большая часть городского населения) по своим правам мало чем отличались от статуса государственных крестьян. Справедливости ради заметим, что само русское общество не было готово принять идею всесословности, заимствованную Екатериной II из европейского законодательства. Нередко дворяне и «именитые граждане» не являлись на выборы и не участвовали в городских делах. Купечество требовало предоставить своему сословию преференции на владение землёй и крепостными, выступало против принципа свободы торговли и промышленности, требовало превращения купеческой и ремесленной деятельности в сословную привилегию. В 1796 г. грамота была отменена указом Павла I, но была восстановлена с восшествием на российский престол Александра I. Правда, в 1807 г. «Манифест о выгодах, отличиях и преимуществах купечеству» отменил звание именитых граждан для торгово-промышленного населения города, оставив его только для ученых и художников. Характер посадской общины градское общество сохраняло в Петербурге до 1846 г., в Москве до 1863 г., в Одессе и Тифлисе до 1866 г., а в остальных русских городах до введения Городового положения 1870 г.

XVIII век