Судебные уставы. Учреждение судебных установлений
20.11(02.12).1864
1

В 1864 г. в России была проведена судебная реформа, итогом которой стало введение основ буржуазного судопроизводства: учреждение суда присяжных, выборного мирового судьи и адвокатуры. 20 ноября (2 декабря) 1864 г. император Александр II ввел в действие одновременно четыре новых законодательных акта, изменивших систему судоустройства Российской империи: Учреждение судебных установлений; Устав уголовного судопроизводства (два наиболее важных документа, в которых изложены основные принципы преобразований в области суда), а также Устав гражданского судопроизводства и Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. Принятое 19 ноября 1865 г. Положение о введении в действие Судебных Уставов регламентировало ряд вопросов введения в действие судебной реформы. Александр II в указе Сенату 20 ноября 1864 г. так охарактеризовал разработанные Уставы: «они вполне соответствуют желанию Нашему водворить в России суд скорый, правый, милостивый, равный для всех подданных Наших, возвысить судебную власть, дать ей надлежащую самостоятельность и вообще утвердить в народе то уважение к закону, без коего невозможно общественное благосостояние». Действительно, новая судебная система, с одной стороны, способствовала развитию народного юридического сознания, но, с другой вызвала резкое увеличение сутяжничества.

Новые судебные уставы коренным образом перестраивали судебную систему и процедуру отправления правосудия. Дореформенные суды не нуждались в судьях-профессионалах. Так как правосудие вершилось негласно и состояло в основном только из рассмотрения письменных актов, то от судьи не требовалось хорошего знания уголовного и гражданского процесса. Для решения дела по существу ему не нужно было разбираться в законодательстве: это требовалось только от секретаря, на котором лежала обязанность указывать судьям необходимые статьи закона. То есть до 1864 г. фактически все правосудие могло находиться в руках секретаря. Тогда как Судебные уставы 1864 г. перенесли центр тяжести судебной деятельности на судей. До реформы суд был сословным, и все приговоры уездных судов (суд при исправнике состоял из 4-5 заседателей от дворян и 2-х от государственных крестьян, часто заменяемых дворянами) представлялись на «ревизию» губернатору. Судебное обсуждение шло без участия сторон. 
Принятию Судебных Уставов предшествовала колоссальная работа российских реформаторов. До 1861 г. реформой суда занимался кронный министр граф Д.Н. Блудов, а в 1864-1867 гг. – С.И. Зарудный, министр юстиции Д.Н. Замятин, государственный секретарь В.П. Бутков, товарищ министра юстиции Н.И. Стоянов. В начале 1850-х гг. при канцелярии Николая I были учреждены комитеты для составления проектов уголовного и гражданского судопроизводства. Однако работы этих комитетов не были закончены. Зато с восшествием на престол Александра II работа в этом направлении ускорилась. В 1857-1860 гг. были составлены подготовительные проекты будущих уставов, а в 1860 г. введены должности независимых судебных следователей. В 1863 г. были отменены телесные наказания для всех категорий населения, кроме крестьян, ссыльных, каторжных и штрафных солдат. Тогда как женщины освобождались, вне принадлежности к сословию. Прокуратура стала выступать как орган судебного, а не общего надзора. 
Основными принципами судебной реформы, введенной новыми судебными уставами 20 ноября 1864 г., стали: бессословность судопроизводства, гласность и состязательность процесса (суд стал устным), подсудность всего населения империи, независимость судей от администрации, упрощение структуры суда и право судей толковать законы. 
Общие суды устанавливались в трех инстанциях с уголовными и гражданскими отделениями:
1) окружной (один на губернию) для серьезных гражданских исков и уголовных дел;
2) судебная палата (один на несколько губерний), представлявшая собой апелляционное учреждение и суд первой инстанции для политических и государственных дел;
3) Сенат – высшая судебная и кассационная инстанция.
Первыми были сформированы и начали работать столичные судебные установления: Санкт-Петербургские - с 17 апреля 1866 г., Московские - с 23 апреля. В остальных губерниях, вошедших в округа первых двух судебных палат, новые суды открылись к концу года. 44 губернии страны были поделены на 108 округов, в каждом из которых был сформирован съезд мировых судей. Кроме высокой платы (2200-9000 руб.) независимость судей обеспечивалась тем, что мировые судьи утверждались Сенатом, а коронные назначались министром юстиции и утверждались императором. После упразднения домашнего вотчинного суда сохранялся крестьянский волостной суд, разбиравший дела до 100 руб.
Судебные Уставы четко распределили обязанности в судебной процедуре между различными должностными лицами. Кроме членов окружных судов, при судебных местах состояли: судебные следователи, проводившие предварительное расследование; чины прокурорского надзора (прокуроры и его товарищи), контролировавшие предварительное расследование, поддерживающие обвинение в суде и наблюдающие за производством дел в съездах мировых судей; присяжные поверенные, осуществляющие защиту и представительство; судебные приставы, отвечающие за приведение судебных приговоров и решений в действие; нотариусы, закрепляющие юридически гражданские права; 6) должностные лица по канцелярии - секретари и их помощники. Все эти должностные лица, кроме судебных следователей и нотариусов, состояли при судебных палатах. При съезде мировых судей также состояли судебные приставы и секретари.
Мировые судьи учреждались для разбора уголовных и решения малозначительных уголовных и гражданских дел, ущерб от которых составлял не более 500 руб. Суд состоял из единоличного мирового судьи, который избирался уездным земским собранием. Для занятия должности было необходимо иметь среднее образование, недвижимость на 15 тыс. руб. или 400 десятин земли. Мировой судья мог назначить штраф до 300 руб. или срок до 1,5 лет. Однако в данном вопросе правительство оказалось не совсем последовательным: содержание мировых судей возлагалось на земства. То есть государство дало в руки земским органам способ давления на мировых судей. Впрочем, нет свидетельств, что земства активно использовали эту возможность. А в 1889 г. выборные мировые судьи были замены земскими начальниками.
К службе по судебному ведомству не допускались совершившие уголовное преступление, а так же исключенные сословным приговором из среды крестьянских и мещанских обществ или из дворянских собраний, объявленные несостоятельными должниками или стоящие под опекой за расточительство, а также оставленные старыми судами «в подозрении». Правительство отказалось от сословного, национального и вероисповедного ценза. Имущественный ценз был установлен только для мировых судей, но довольно высокий - в два раза выше, чем для земских гласных. 
Зато вводился образовательный ценз, особенно высокий для присяжных поверенных. Ими могли стать только лица с высшим юридическим образованием. На должности председателей, их товарищей, членов судебных мест, судебных следователей, чинов прокурорского надзора, секретарей и их помощников предусматривалось назначать лиц с аттестатами университетов или других высших учебных заведений об окончании курса юридических наук. Но допускалось исключение для лиц, «доказавших на службе свои познания по судебной части». Для мировых судей образовательный ценз был ниже: среднее, и не обязательно юридическое, образование, которое заменялось трехгодичной службой в должностях, позволяющих «приобрести практические сведения в производстве судебных дел». По большому счету от мировых судей ждали отправления правосудия не столько по законам, сколько по народным обычаям.
В механизме подбора лиц на судебные должности сочетались два способа: выборный и по назначению власти. В подборе служащих в общие судебные места (окружные суды и судебные палаты) выборное начало играло вспомогательную роль. Председатели, их товарищи, члены судебных палат и окружных судов, в том числе и судебные следователи, назначались высочайшей властью по представлению министерства юстиции. Но статья закон предполагал, что в случае открытия вакансии на эти должности, должно было состояться общее собрание суда, на котором кандидатура на должность выбиралась из лиц, удовлетворяющих всем требованиям. Затем министр предоставлял избранную кандидатуру императору, при этом он имел право предоставлять и других лиц. Инициатива с мест предполагалась и при подборе лиц прокурорского надзора: товарищи прокуроров окружных судов определялись министром юстиции по представлению прокурора судебной палаты. Все остальные чины прокурорского надзора назначались императором по представлению министра юстиции. Судебные приставы, секретари и их помощники определялись председателями тех мест, где они служили. Нотариусы отбирались из лиц, желающих занять эту должность путем экзамена при окружном суде, и затем утверждались председателями судебных палат.
Гражданские дела решались без участия присяжных заседателей, а уголовные - с ними. Присяжные привлекались по делам о преступлениях, влекущих за собой наказания, соединенные с лишением всех или некоторых прав и преимуществ состояния для вынесения вердикта о виновности или невиновности подсудимого. Они избирались из числа гражданского населения, имеющего имущественный ценз (500 - 2 тыс. руб. или 10 десятин земли) в количестве 12 человек. Благодаря С.И. Зарудному, вводился институт независимой от министерства юстиции адвокатуры (присяжные и частные поверенные), куда ушли лучшие юристы страны – Урусов, Пассовер, Спасович и др. 
Впрочем, процесс создания новых судов затянулся на 30 лет. И в это время в судебную практику были внесены поправки, сужающие сферу применимости новых судебных уставов. Так, предавать суду чиновников можно было только с разрешения губернатора, а в 1878 г. правительство изъяло из ведения суда присяжных дела о «явном восстании против властей». Дело в том, что из 277 обвиняемых, оправданных присяжными в 1870-1888 гг., 211 были оправданы именно в 1870-е и проходили по политическим делам.

XIX век