Постановление ЦК КПСС о преодолении культа личности и его последствий
30.06.1956
1

Разоблачение «культа личности» И. Сталина стало одним из переломных моментов в развитии советского общества, знаменовавшим переход от тоталитарной к более мягкой авторитарной системе власти. Советское общество перестало быть политически монолитным, в нем стали развиваться различные идейные течения, отношения между людьми стали более свободными, раскованными, открылись новые возможности для творчества – наступил период «оттепели».

14-25 февраля 1956 г. прошел ХХ съезд КПСС. Первый секретарь КПСС Н.С. Хрущев зачитал доклад, в котором говорилось о необходимости предотвращения мировой войны, о возможности совершить социалистическую революцию мирными средствами.
Большое внимание на съезде было уделено социальным вопросам. Съезд одобрил реформы «по наведению надлежащего порядка в оплате труда, по усилению личной материальной заинтересованности работников в результатах своего труда». В осуществление линии съезда сразу после него было сокращено рабочее время в предвыходные дни, приняты меры к «авансированию» труда колхозников (крестьянам стали выплачивать часть денег до сбора урожая), к упорядочению систем зарплаты, что привело к ее постепенному повышению. 
Главным событием съезда по праву считается секретное выступление Хрущева 25 февраля 1956 г. «О культе личности Сталина и его последствиях». Впервые с 20-х гг. руководитель коммунистической партии подверг Сталина публичной критике. Хрущев говорил: «Сейчас речь идет о вопросе, имеющем огромное значение и для настоящего, и для будущего партии, речь идет о том, как постепенно складывался культ личности Сталина, который превратился на определенном этапе в источник целого ряда крупнейших и весьма тяжелых извращений партийных принципов, партийной демократии, революционной законности». Хрущев обвинил Сталина в сознательном уничтожении старых большевиков, которые вовсе не были заговорщиками, а на самом деле честно служили делу коммунизма.
Хрущев говорил не о миллионах крестьян, интеллигентов и рабочих, загубленных в результате политики коммунистов, а о казненных и оклеветанных партийных функционерах. Но именно опасность сохранения системы террора заставила даже старых сталинских соратников, таких как Молотов и Каганович, согласиться на осуждение “культа личности”. По утверждению Хрущева “культ личности” привел к такому положению, когда все важные решения принимал только один человек, которому, как и всем людям, свойственно ошибаться. Крупнейшей из таких ошибок стала политика накануне Великой Отечественной войны, когда Сталин отказался верить в возможность гитлеровского нападения. Это позволило Германии нанести внезапный удар по СССР и привело к огромным жертвам, превосходящим жертвы террора.
При этом ни Хрущев, ни другие коммунистические руководители не подвергли сомнению политику Сталина в период индустриализации и коллективизации.
Сложнейшие социальные процессы были сведены к ошибкам одного человека. Делался вывод, будто отход И. Сталина от правильного ленинского пути начался в 1934 г., а все сделанное им до этого находилось в русле марксизма. «Ошибки» Сталина отделили от деятельности партии, что позволяло вывести из-под критики сложившийся строй и деятельность КПСС.
Но, в эмоциональных отступлениях от согласованного на Президиуме ЦК текста, Хрущев критиковал Сталина более резко, чем хотелось бы его консервативным коллегам.
Непоследовательными оказались руководители КПСС и в распространении информации о сталинских преступлениях. И Хрущев, и другие вожди партии понимали, что разоблачение Сталина как преступника нанесет огромный удар по авторитету коммунистического движения. Доклад первого секретаря ЦК КПСС был засекречен, но изложен на партийных собраниях. Его текст был переправлен за границу и опубликован на Западе. Коммунисты стали источником новой истины, постепенно распространявшейся среди населения и в мире. В ходе обсуждения доклада на партийных собраниях в адрес лидеров КПСС поступили нелицеприятные вопросы: почему они разоблачили культ личности только сейчас, а не при жизни Сталина, как это явление связано с природой советского строя? 
30 июня 1956 г. было опубликовано постановление ЦК КПСС “О преодолении культа личности и его последствий”, в которой оценка Сталина была уже не столь резкой, как в докладе Хрущева. В постановлении даже говорилось, что Сталин «активно боролся за претворение в жизнь ленинских заветов».
Лидеры КПСС настаивали, что «речь идёт о пройденном этапе», что Сталин допускал ошибки преимущественно в последний период жизни. Хотя в постановлении говорилось и о 30-х годах. В своём объяснении «культа» постановление ссылалось как на объективные факторы, трудности строительства социализма в капиталистическом окружении, так и на субъективные – скверный характер Сталина, замеченные ещё Лениным. Авторы рисуют картину, которая в целом соответствует сталинской идеологии. Они пишут о происках империалистов и их шпионов, троцкистов и правых уклонистов, с которыми боролся преданный заветам Ленина Сталин. И хотя успехи «вскружили ему голову» (отсыл к сталинской статье 1930 г.), «ленинское ядро» руководства не решилось выступить против Сталина, чтобы не создать раскола в партии и не смущать народ. Ситуацию усугубляли и злоупотребления органов государственной безопасности во главе с «агентом империализма» Берия. Зато после смерти Сталина и разоблачения Берия «ленинское ядро» осознало проблему во всей полноте и «резко» осудило культ и стало решительно бороться с его последствиями. Такую картину событий постановление предложило коммунистам.
Это двойственное постановление, осуждавшее культ Сталина, но во многом оправдывавшее самого Сталина, привело к дискуссиям в обществе: только ли в Сталине коренится причина отклонения от социалистических принципов, изначально подразумевавших демократизм и социальную справедливость. Советское общество перестало быть политически монолитным, оно раскололось на сталинистов и антисталинистов. И это означало завершение тоталитарного периода развития СССР.
Однако попытки интеллигентских групп выявить системные причины «культа» были решительно пресечены.
В международном коммунистическом движении осуждение «культа личности» вызвало шок. Развернулись широкие антисталинские движения в Польше и Венгрии, в которой произошло восстание, подавленное в ноябре 1956 г. советскими войсками. События 1956 г. в Венгрии заставили советское руководство скорректировать курс ХХ съезда. В декабре 1956 г. ЦК КПСС утвердил письмо «Об усилении работы партийных организаций по пресечению вылазок антисоветских, враждебных элементов».
В то же время началась открытая реабилитация людей, казненных или отправленных в лагеря при Сталине. Их восстанавливали в правах и возвращали доброе имя, часто посмертно. Но реабилитация не коснулась политических оппозиционеров, несмотря на то, что они не совершали преступлений. Не были пересмотрены дела Бухарина, Рыкова и других “уклонистов” и фракционеров. Не были реабилитированы также “кулаки” и значительная часть солдат, попавших во время войны в плен и считавшихся “предателями”.
Одновременно были восстановлены автономные республики, произвольно ликвидированные при Сталине, и их жителям (чеченцам, ингушам, калмыкам и др.) было разрешено вернуться в родные места. Но и здесь руководители КПСС были непоследовательны. Так, крымским татарам не вернули их прежние права.
СССР переходил от тоталитарного режима не к демократии, а к авторитарному режиму. Если при тоталитаризме общество политически монолитно, и общественная жизнь полностью контролируется правящей группой, то в условиях авторитаризма общество становится более самостоятельным от власти, в нем выделяются группы, отстаивающие различные интересы, но в то же время власть сохраняет самостоятельность от общества, решения чиновников незначительно зависят от мнения простых людей.
Советское общество перестало быть политически монолитным, и прежде всего оно раскололось на сталинцев и антисталинистов. И обе точки зрения были легальными, приверженность им не влекла за собой репрессий, если при этом не высказывалось критики существующего режима. Но постепенно выяснялось, что Сталин теперь – символ более глубоких проблем: если Сталин – все-таки продолжатель дела Ленина – только ли в Сталине коренятся причины вскрытых недостатков и преступлений?

XX век