Резолюция XIX Всесоюзной конференции КПСС
01.07.1988
1

XIX партийная конференция КПСС (28 июня – 1 июля 1988 г.) положила начало глубоким политическим реформам в СССР. Выборы на конференцию проходили под жестким контролем вышестоящих партийных комитетов, и только благодаря массовым выступлениям интеллигенции делегатами стали некоторые известные «либеральные коммунисты». Но они не получили слова, чтобы изложить свою программу. Наиболее демократичным оказалось выступление Ельцина, но и он признал ошибкой свое выступление в октябре 1987 г. На конференции была полностью поддержана политическая линия Горбачева на постепенную демократизацию и объявлено, что выборы в советы теперь будут проходить «на альтернативной основе», то есть из нескольких кандидатур. Это было значительное изменение в стране, где до сих пор КПСС подбирала кандидата на место депутата, а избиратели только формально утверждали его на выборах. Выборы народных депутатов в 1989 г. положили начало реальной демократизации СССР.


В 1986-1987 гг. ход Перестройки зависел от воли руководства КПСС. Экономическая реформа шла медленно, затягивалось принятие даже тех мер, о которых было объявлено на XXVII съезде КПСС в 1986 г. В первой половине 1988 г. стала проявляться неудовлетворенность населения первыми итогами реформ. Несмотря на демократические заявления Горбачева, вся власть на местах оставалась в руках чиновников и активная часть населения связывала неудовлетворительные результаты реформ с их сопротивлением.

В то же время реформаторский курс мог быть прекращён в случае, если бы против Горбачева выступило большинство Политбюро или ЦК КПСС, как это случилось с Хрущевым в 1964 г. Чтобы укрепить свою власть, опереться на массы сторонников углубления реформ и усилить заинтересованность в реформах активной части общества, Горбачев перешел к политической реформе. Поскольку съезд КПСС прошел всего два года назад, для принятия исторических решений использовали полузабытую форму партийных конференций, не собиравшихся с 1941 г. 

КПСС все еще воспринималась как руководящая структура общества, а выборы на ее конференцию — как репетиция будущих выборов в парламент. Но выборы на партконференцию 1988 г. оказались «выбором без выбора» – делегаты подбирались руководством парторганизаций, как правило горкомов и обкомов.

Пытавшиеся пробиться в делегаты партконференции «либеральные» коммунисты Ю. Афанасьев, Г. Попов, В. Коротич и др. были отсеяны.

Но в руках отвергнутых «прорабов перестройки» были газеты, и «выборы» через назначение приобрели широкую огласку. Уже 29 мая полоса о махинациях с выборами вышла в «Московских новостях», и ее обсуждала вся либеральная интеллигенция.

Неформалы использовали тему «нечестных выборов» на своих митингах. Скандал получался слишком громким. Тезисы ЦК, опубликованные 27 мая, также вызвали разочарование своей размытостью.

3 июня прошел пленум Московского городского комитета партии, ставший кульминацией выборов депутатов на XIX партконференцию. По прямому указанию Горбачева Афанасьев был все же избран делегатом от Москвы. В. Коротич был все же избран от Харькова. Но впечатление от «праздника демократии» было испорчено. Даже на конференции делегат А. Мельников говорил, что процедура выборов «оставила у людей неприятный осадок», так как опять «все делается по разнарядке сверху». Страна поняла, что демократии нет даже для коммунистов.

Ослабевала вера в то, что «прогрессивные силы» в КПСС смогут сами добиться перемен к лучшему. Нарастало недовольство партаппаратом. В мае в Астрахани, Южно-Сахалинске и Омске прошли массовые митинги против первых секретарей обкомов. Скандалами с выборами на партконференцию воспользовалась формирующаяся оппозиция — политическое «неформальное» движение. 28 мая оно развернуло кампанию митингов в Москве и Ленинграде. Наряду с лозунгом «Конференции — честные выборы!» выдвигались требования свободы митингов и демонстраций, критиковалась политика КПСС, включая Горбачева. 

XIX Всесоюзная партконференция проходила в Москве 28 июня – 1 июля 1988 г. В своем докладе на конференции Горбачев признал, что «положение дел в экономике меняется медленно». Новый этап экономических реформ, и прежде всего введение рыночного ценообразования, могло вызвать широкое недовольство.

Горбачев в этом случае не мог рассчитывать на монолитность партии, члены которой по-разному относились к его экономическим реформам. Поэтому он стремился перенести власть из партийных структур в государственные. Для этого конституционное устройство должно было быть существенно изменено.

Горбачев обещал, что трудящиеся будут включены в управление страной, предстоит развивать самоуправление, инициативы, укрепить законность и правопорядок, «исключить возможность узурпации власти» и обеспечить «свободное развитие каждой нации и народности». В действительности реальные планы реформы таких демократических результатов не гарантировали. Горбачев обещал: «право неограниченного выдвижения кандидатур, широкое и свободное их обсуждение, строгое соблюдение демократической процедуры выборов…» Но в реальности система выборов, созданная после партконференции, не соответствовала этим критериям.

Горбачев пока не был готов к диалогу с оппозиционными группами: «Как вы знаете, в последнее время мы не раз сталкивались с попытками использовать демократические права в антидемократических целях». Речь идет о тех, кто обсуждает неприемлемые темы «от перекройки границ до создания оппозиционных партий».

Отрицая многопартийность, Горбачев считал возможным расширить права Советов в советском государстве. Но при этом вводилось правило совмещения постов председателя совета и первого секретаря партийной организации. Демократы восприняли эту меру как авторитарную — закрепление власти КПСС в Советах. Но Горбачев обратил внимание и на обратную сторону медали: если народ в «Совет его не изберет, то его судьба и как партийного секретаря, наверное, предрешена». Если партийный секретарь проиграет выборы, он подлежит замене. Это означало, что Горбачев намерен с помощью избирателей провести чистку кадров, выдвинув вперед более гибких руководителей, способных ладить с избирателями.

С трудом прошедшим на конференцию «либеральным» коммунистам выступить не дали. Зато Горбачев выпустил на трибуну опального партаппаратчика Б. Ельцина, шумно снятого в ноябре 1987 г. с поста первого секретаря Московского горкома КПСС за «несвоевременную» критику хода реформ.

В своем выступлении Ельцин подверг сомнению предложение Горбачева о совмещении постов руководителей партийных и советских органов. Ельцин настаивал на прямых выборах Генсека и всех секретарей ЦК. Генсек таким образом становился бы аналогом президента. Его власть оратор предложил ограничить двумя сроками и возрастом 65 лет «без всяких исключений» (сам Ельцин потом находился у власти до 68 лет), вывести деятелей застоя из состава Политбюро. Эти косметические внутрипартийные меры, «а не предложенная некоторыми двухпартийная система, по моему мнению, будет определенной гарантией против культа личности…» — утверждал Ельцин.

Большую популярность Ельцину принесло выступление против привилегий номенклатуры, критика медлительности проведения реформ.

Ельцин попросил товарищей по партии о своей «прижизненной реабилитации». Ельцин, таким образом, ставил себя на одну доску с жертвами сталинизма, хотя потерял не жизнь, не свободу, а только пост.

Отповедь Ельцину дал лидер консервативного крыла КПСС, член Политбюро: «коммунист Ельцин встал на неправильный путь. Оказалось, что он обладает не созидательной, а разрушительной энергией». Лигачев подытожил: «Ты не прав, Борис». 

Принимая резолюции, партконференция одобрила позицию Горбачева. Это создавало ощущение прочности его положения. Предложение Ельцина о прямых выборах было отведено Горбачевым: прямые выборы противопоставят первых секретарей партийным комитетам. Нельзя допустить, чтобы «бонапартики появились и просто бонапарты».

Но в резолюцию вошло ограничение двумя сроками периода пребывания на посту, расширения прав Советов и чёткого разграничения их функций с партийными структурами. Было зафиксировано, что на выборах будет выдвигаться несколько кандидатов на место, что было важным нововведением для СССР. Резолюция предопределила основные идеи предстоящей в ближайшем будущем конституционной реформы.

При голосовании за резолюции впервые значительная часть делегатов голосовала против. Против совмещения должностей партийного и советского руководителя — 209 человек. На фоне 5000 делегатов кажется немного. Но это — активная часть делегатов — и «либералов», и «консерваторов» — которая затем «перекочует» и на съезды народных депутатов, будет постепенно раскачивать пока послушное Горбачеву «болото».

На конференции решили, что выборы на съезд народных депутатов СССР пройдут в апреле 1989 г., а в республиканские органы – осенью 1989 г.

По итогам партконференции прошли важные реорганизации в аппарате управления. 30 сентября состоялся Пленум ЦК КПСС, который провел кадровую чистку и преобразование аппарата ЦК.  Лигачев был отстранен от руководства идеологией и переброшен на заранее «провальный» участок работы — аграрный. Таким образом Лигачев потерял реальную власть – кампания против него увенчалась успехом. Отныне в секретариате стало некому следить за исполнением принятых решений, и центральные партийные структуры стали быстро отстраняться от реальной власти.

1 октября состоялась внеочередная сессия Верховного Совета СССР, на которой были проведены важные кадровые перестановки. Вместо А. Громыко председателем Президиума ВС СССР избран М. Горбачев. Его 1-м заместителем стал А. Лукьянов. Председателем КГБ СССР вместо В. Чебрикова был назначен В. Крючков.

1 декабря была проведена Конституционная реформа. Верховный совет должен был избираться широким Съездом народных депутатов, который был объявлен верховным органом в конституционной системе. Он состоял из 2250 депутатов, третья часть из которых (750 человек) избиралась по территориальным округам с приблизительно одинаковым количеством избирателей, другая треть избиралась по национально-территориальным округам с нормой представительства: 32 депутата от союзной республики, 11 депутатов от автономной республики, 5 депутатов от автономной области и 1 депутат от автономного округа, а третья часть избиралась от общественных организаций на их высших форумах. При этом по 100 мест выделялось для представителей от КПСС, профсоюзов и кооперативных организаций, по 75 — для депутатов от ВЛКСМ, организаций женщин, ветеранов, объединений научных работников и творческих союзов и от общественных объединений, имеющих общесоюзные структуры, среди которых, например, были представлены Общество борьбы за трезвость и Общество филателистов. Реальное законодательство должно было осуществляться Верховным советом. Местные бюрократические органы (избирательные комиссии и предвыборные совещания) могли не утвердить кандидата. Таким образом реформаторы рассчитывали опереться на поддержку демократически настроенных граждан и в то же время удержать большинство депутатских мест за КПСС, предотвращая участие в выборах радикально-оппозиционных кандидатов.

Формально, выборы депутатов Съезда оказались менее демократическими, чем выборы депутатов Верховного Совета по Конституциям 1936 г. и 1977 г. Они не были равными и прямыми. В округах на каждый мандат депутата пришлось 230,4 тыс. избирателей, а в «общественных организациях» — 21,6 избирателей (в десять с лишним тысяч раз меньше!). Но все же теперь на выборах предусматривалось соревнование людей с разными позициями, чего не было со времен революции.

Страна с нетерпением ждала первых за многие десятилетия всеобщих выборов на альтернативной основе. К ним готовились не только структуры КПСС, но и новые оппозиционные организации, участники неформального движения.

О НЕКОТОРЫХ НЕОТЛОЖНЫХ МЕРАХ ПО ПРАКТИЧЕСКОМУ ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ РЕФОРМЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ СТРАНЫ

XIX Всесоюзная партийная конференция широко обсудила и приняла крупные решения по углублению перестройки, реформе политической системы, дальнейшей демократизации партии и общества. Они имеют огромное историческое значение для судеб страны, являются неотъемлемой составной частью перестройки и одновременно ее мощным ускорителем, открывают возможность обществу уверенно идти по пути революционного обновления, укрепить роль партии как политического авангарда.

Проведение в жизнь принятых решений имеет безотлагательный характер, и важно, исходя из интересов дела, незамедлительно приступить к их реализации.

Конференция считает необходимым:

1. Провести в этом году отчетно-выборную кампанию в партийных организациях, руководствуясь решениями конференции о реформе политической системы, демократизации жизни партии.

Осуществить до конца нынешнего года реорганизацию партийного аппарата, внести необходимые изменения в его структуру с учетом принятых решений о разделении функций между партией и Советами.

Рекомендовать ЦК КПСС осуществить в этих целях необходимую практическую работу.

2. Конференция высказывается за внесение на рассмотрение очередной сессии Верховного Совета СССР проектов законодательных актов по перестройке советских органов, за необходимые дополнения и изменения в Конституции СССР, а также организацию выборов и проведение Съезда народных депутатов в апреле 1989 года, на котором образовать новые органы государственной власти.

Выборы в республиканские и местные Советы и формирование на этой основе руководящих советских органов в республиках, краях, областях, округах, городах, районах, поселках, в сельской местности провести осенью 1989 года.

РЕЗОЛЮЦИЯ
«О ДЕМОКРАТИЗАЦИИ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА
И РЕФОРМЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ»

1. Опыт трех лет перестройки, революционного обновления страны, демократизация партийной и общественной жизни поставили в повестку дня необходимость глубокой реформы политической системы.

Советское государство родилось как орудие диктатуры пролетариата и на определенной стадии общественного развития превратилось в общенародное государство. Теперь задача состоит в том, чтобы советская государственность в полном объеме соответствовала этому понятию, чтобы все дела в стране решались народом и его полномочными представителями, находились под его полным и действенным контролем.

Предстоящая реформа политической системы, по мнению конференции, призвана решить следующие задачи:

– открыть максимальный простор самоуправлению общества, создать условия для полного развития инициативы граждан, представительных органов власти, партийных и общественных организаций, трудовых коллективов;

– отладить механизм демократического выявления и формирования интересов и воли всех классов и социальных групп, их согласования и реализации во внутренней и внешней политике Советского государства;

– обеспечить условия для дальнейшего свободного развития каждой нации и народности, укрепления их дружбы и равноправного сотрудничества на принципах интернационализма;

– радикально укрепить социалистическую законность и правопорядок, с тем чтобы исключить возможность узурпации власти и злоупотреблений, эффективно противостоять бюрократизму и формализму, обеспечить надежные гарантии защиты конституционных прав и свобод граждан, а также выполнения ими обязанностей по отношению к обществу и государству;

– четко разграничить функции партийных и государственных органов в соответствии с ленинской концепцией роли Коммунистической партии как политического авангарда общества и роли Советского государства как организации и орудия власти народа;

– создать эффективный механизм, который обеспечивал бы своевременное самообновление политической системы с учетом меняющихся внутренних и международных условий, развитие и внедрение во все сферы жизни принципов социалистической демократии и самоуправления.

Реформа политической системы должна носить комплексный характер, охватить все ее звенья, осуществляться скоординированно в единстве с перестройкой в экономике и во всем обществе, причем в возможно короткие сроки.

2. Решающее направление реформы политической системы – обеспечение полновластия Советов народных депутатов как основы социалистической государственности и самоуправления в нашей стране.

Конференция считает необходимым укрепление законодательных, управленческих и контрольных функций Советов, передачу на их рассмотрение и решение всех важных вопросов государственной, хозяйственной и социально-культурной жизни, восстановление руководящего положения выборных органов по отношению к исполнительным и их аппарату. Политика партии – экономическая, социальная, национальная — должна проводиться прежде всего через органы народного представительства.

Руководство местными делами должно быть реорганизовано на принципах самоуправления, самофинансирования, самообеспечения, согласования региональных интересов с общегосударственными. Для этого нужно создать реальные условия, при которых обеспечивались бы ответственность и самостоятельность Советов в решении проблем комплексного развития подведомственных территорий. Они должны иметь устойчивые, основанные на долгосрочных нормативах источники доходов, включая поступления от всех предприятий, расположенных на их территории, накапливать средства, необходимые для экономического развития и улучшения жизни населения, защиты окружающей среды, решения других насущных задач, формировать внебюджетные фонды развития из дополнительных доходов, в том числе из поступлений от населения, при твердых гарантиях свободно распоряжаться средствами, полученными в результате умелого руководства хозяйством и социалистической предприимчивости.

Следует обновить саму организацию работы Советов: расширить круг вопросов, решаемых исключительно на сессиях; предусмотреть периодическое освобождение депутатов от служебных и производственных обязанностей для работы в Совете, постоянных комиссиях и избирательных округах, исходить из того, что каждый Совет в рамках закона имеет полную возможность выбора форм и методов своей деятельности с учетом местных условий. При формировании исполкомов, назначении и утверждении руководителей отделов, управлений, служб исполкомов должны стать правилом выдвижение нескольких кандидатур, тайное голосование, проведение конкурсов. Надо добиться, чтобы работа Советов всех звеньев велась гласно, была постоянно на виду у избирателей.

Конференция высказывается за то, чтобы в местных органах власти, кроме сельских и поселковых, избирались постоянно действующие президиумы Советов и во всех без исключения Советах тайным голосование ем — их председатели. Повышению роли представительных органов способствовала бы рекомендация на должности председателей Советов, как правило, первых секретарей соответствующих партийных комитетов.

Члены исполнительных комитетов местных Советов всех ступеней, а также руководители их отделов и управлений, судьи, государственные арбитры и прокуроры не могут входить в состав депутатов соответствующего Совета. Такой принцип следовало бы распространить на членов правительства и руководителей ведомств Союза ССР, союзных и автономных республик.

Важным демократическим установлением явится введение ограничения на занятие выборных должностей, а также должностей, подлежащих назначению и утверждению Советами, двумя сроками подряд.

Восстановление авторитета и влияния Советов нуждается в существенном обновлении действующей избирательной системы. Позитивно оценивая опыт, накопленный в этом деле после XXVII съезда КПСС, конференция считает необходимым пойти дальше, обеспечив неограниченное выдвижение кандидатур, широкое и свободное их обсуждение, включение в избирательные бюллетени большего числа кандидатов, чем имеется мандатов, строгое соблюдение демократической процедуры выборов, регулярную отчетность депутатов и возможность их отзыва. Обширные полномочия надо предоставить окружным предвыборным собраниям, которые должны стать демократическими форумами состязательного отбора кандидатов в депутаты. Советы станут действительно работающими органами при условии, если в них будут избираться люди принципиальные, с широким государственным кругозором, твердо стоящие на позициях социалистического обновления, способные достойно представлять своих избирателей и активно реализовать предоставляемые им права.

Конференция высказывается за установление для всех Советов народных депутатов одного срока полномочий — 5 лет.

Обобщив итоги дискуссии по Тезисам ЦК КПСС и учитывая обсуждение на самой конференции, делегаты считают необходимым провести реконструкцию высших органов государственной власти и высказываются за то, чтобы высшим органом власти страны стал Съезд народных депутатов СССР, в состав которого наряду с депутатами от территориальных и национально-территориальных избирательных округов должны войти депутаты, представляющие основные звенья политической системы – партию, профсоюзы, комсомол, другие массовые общественные, а также кооперативные, творческие, научные организации, избранные демократическим путем на съездах или пленумах их центральных органов. Съезд народных депутатов СССР, ежегодно собираясь на свои заседания, мог бы решать самые важные конституционные, политические и социально-экономические вопросы жизни страны. Съезд образует сравнительно небольшой по численности двухпалатный Верховный Совет СССР — постоянно работающий законодательный, распорядительный и контрольный орган, тайным голосованием избирает Председателя Верховного Совета. Следует устранить функциональную обезличенность палат, по-новому организовать работу постоянных комиссий и депутатов.

Новые подходы следует использовать при формировании и организации деятельности Советов всех других ступеней, закрепив это в законодательстве.

3. Одно из важных направлений реформы политической системы конференция видит в децентрализации управления и таком перераспределении функций и полномочий, которое обеспечило бы максимальную инициативу и самостоятельность мест. При этом должны исключаться ведомственность, местничество и обеспечиваться функции центра, без чего невозможны реализация преимуществ социализма, соблюдение общесоюзных интересов в огромном многонациональном государстве.

Конференция отмечает, что в ходе хозяйственной реформы и реформы политической системы возрастают роль и ответственность Совета Министров СССР как высшего исполнительного и распорядительного органа власти, подотчетного Верховному Совету СССР, за реализацию внутренней и внешней политики, разработку и осуществление планов и перспективных программ экономического и социально-культурного развития.

Демократизация общества предполагает проведение систематической работы по упрощению структуры и совершенствованию методов работы всего государственного аппарата. Должны быть ликвидированы излишние звенья и сокращена численность аппарата до оптимального предела. Необходимо иметь аппарат нового типа, основанный на высоком профессионализме, владеющий современной информационной технологией, демократически контролируемый народом, способный двигать вперед экономический и социальный прогресс. Отмечая положительное значение проводимой в этом направлении работы, конференция высказывается за ее ускорение, за то, чтобы ни одно звено системы управления не осталось вне перестройки. Целесообразно создать в стране единую, подчиненную выборным органам власти систему общественно-государственного контроля.

При осуществлении реформы политической системы должно уделяться первостепенное внимание вопросам развития советской социалистической федерации в интересах дальнейшего укрепления равноправного братского союза всех входящих в СССР наций и народностей.

4. Конференция считает делом принципиальной важности формирование социалистического правового государства как полностью соответствующей социализму формы организации политической власти. Решение этой задачи неразрывно связано с максимальным обеспечением прав и свобод советского человека, ответственности государства перед гражданином и гражданина перед государством, с возвышением авторитета закона и строгим его соблюдением всеми партийными и государственными органами, общественными организациями, коллективами и гражданами, с эффективной работой правоохранительных органов. Коренная перестройка деятельности этих органов должна стать сердцевиной правовой реформы, которую конференция считает целесообразным провести в сравнительно короткие сроки.

5. Реформа политической системы предполагает перестройку таких ее важных звеньев, как общественные организации. Профсоюзы, комсомол, кооперация, женские, ветеранские и другие организации, выражая интересы и чаяния различных слоев советского общества, способствуют формированию внутренней и внешней политики партии и государства, в которой органично соединяются интересы всего нашего народа.

Как позитивное явление следует рассматривать возникновение в последнее время ряда новых общественных ассоциаций и объединений, ставящих своей целью содействие делу социалистического обновления. Конференция в то же время осуждает всякую деятельность, направленную на подрыв социалистических устоев общества, разжигание национальной и расовой вражды, проповедь войны, насилия и аморальности.

Высоко оценивая деятельность общественных организаций, конференция отмечает необходимость демократизации их жизни, повышения самостоятельности и ответственности, решительного преодоления таких недостатков, как заорганизованность, формализм, ослабление самодеятельных начал. Со своей стороны партия будет всемерно содействовать тому, чтобы общественные организации по-новому осмыслили свое место в обществе, энергичнее включили свой творческий потенциал в процесс обновления, чтобы и дальше развивалось общенародное патриотическое движение в поддержку линии на перестройку.

В условиях исторически сложившейся в нашей стране однопартийной системы наличие постоянно действующего механизма свободного диалога, критики и самокритики, самоконтроля и самооценки в партии и обществе – вопрос жизненного значения.

6. Партия полна решимости содействовать укреплению социальных прав трудящихся, являющихся ярким выражением преимуществ социалистического общественного строя. Успехи на этом пути будут определяться последовательной реализацией хозяйственной реформы, ускорением социально-экономического развития страны. В этой связи конференция подчеркивает необходимость укрепления дисциплины труда, сознательного и творческого подхода работников к своим производственным обязанностям. От отношения к труду каждого коллектива и каждого советского человека зависят в конечном счете уровень и качество социальных благ, которые общество может предоставить своим членам.

Важное значение для расширения политических прав и личных свобод граждан будет иметь установление в законодательстве порядка осуществления этих конституционных прав и свобод. Среди них особое место принадлежит правам человека на участие в управлении, на выражение своего мнения по любому вопросу, свободе совести. Закон должен надежно оберегать личное достоинство гражданина, неприкосновенность его жилища, тайну переписки, телефонных переговоров и т.д. Права и свободы советских людей неразрывно связаны с их гражданскими обязанностями, с неукоснительным для всех уважением к закону. Социалистическая демократия несовместима ни со своеволием, ни с безответственностью.

7. Конференция считает, что успех реформы политической системы в определяющей мере зависит от работы партии, и обязывает все партийные организации, всех коммунистов принять самое активное, творческое участие в решении встающих в связи с этим задач. Выступая инициатором реформы и активным проводником ее в жизнь, партия на деле выполняет свою миссию политического авангарда рабочего класса, всех трудящихся.

Главная особенность переживаемого нами исторического момента заключается в том, чтобы не только по содержанию, но и по методам деятельности КПСС в полной мере соответствовала ленинской концепции руководящей роли партии в обществе. Это требует в первую очередь отказаться от подмены партийными комитетами государственных и хозяйственных органов, исключить принятие партийных решений, содержащих прямые указания в их адрес, строго придерживаться принципа: свой политический курс КПСС проводит через коммунистов, работающих в различных сферах жизни общества.

Конференция выдвигает как задачу сегодняшнего дня бесповоротный отказ от командно-приказных методов работы партийных органов, строжайшее соблюдение демократических принципов, требований Конституции СССР и других законов. Именно по способности проводить партийную политику по-новому, методами идейно-политической и организаторской работы в массах следует определять уровень деятельности каждой партийной организации, зрелость партийных работников.

8. Авангардная роль КПСС в перестройке и обновлении общества невозможна без глубокой демократизации внутренней жизни партии. Первоочередная задача – в полной мере восстановить ленинское понимание принципа демократического централизма, предусматривающего свободу дискуссий на стадии обсуждения вопросов и единство действий после принятия решений большинством. Должны быть разработаны и осуществлены меры по углублению внутрипартийной демократии, с тем чтобы все звенья КПСС действовали в атмосфере партийного товарищества, свободного обсуждения всех актуальных вопросов политики и практической деятельности, критики и самокритики, коллективизма и сознательной дисциплины, личной ответственности.

Большое значение конференция придает демократизации жизни первичных партийных организаций. Надо прежде всего повысить их самостоятельность, избавив от мелочной регламентации сверху, укрепить авторитет выборных партийных органов, секретарей первичных партийных организаций, создать условия, стимулирующие их работу, преодолеть пассивность части партийцев. Конференция отмечает, что степень привлечения коммунистов к деятельности партийных комитетов не соответствует потребностям коренной перестройки партийной работы, развитию внутрипартийной демократии, становлению социалистического самоуправления народа. Каждый коммунист должен стать борцом за перестройку, революционное преобразование нашего общества.

Демократизация должна затронуть и такой важный процесс, как прием в КПСС новых членов. Надо решительно покончить с регулированием пополнения партийных рядов путем «разнарядки», нередко создающей искусственные препятствия для приема в партию передовых, инициативных людей. Главные критерии, из которых следует исходить при оценке качеств вступающего в партию, его политическая позиция, реальное участие в перестройке, отношение к делу, моральный облик. При этом следует объективно учитывать мнение трудового коллектива, обсуждать вопросы о приеме на открытых партийных собраниях.

9. Одним из ключевых направлений демократизации партии конференция считает восстановление в полном объеме ленинского принципа коллегиального обсуждения и принятия решений. Недопустимо, когда партийный аппарат подменяет выборные органы, а роль коммунистов сводится к присутствию на собраниях и голосованию за списки предложенных кандидатов и готовые проекты резолюций. Надо менять характер партийных собраний и пленумов партийных комитетов, повышать их деловитость, развивать критический и конструктивный подход к проблемам политического руководства, идейно-воспитательной работы.

Конференция высказывается за расширение участия членов ЦК КПСС в деятельности Политбюро ЦК, за то, чтобы регулярно заслушивать отчеты и информации Политбюро на Пленумах Центрального Комитета, создать комиссии из членов ЦК по различным направлениям внутренней и внешней политики.

Демократизация партийной жизни требует максимальной открытости в работе всех партийных организаций, их руководящих органов. Конференция поддерживает предложение о публикации стенограмм пленумов партийных комитетов, а также проектов готовящихся постановлений по крупным вопросам партийной и общественной жизни.

Особая роль в обновлении внутрипартийных отношений принадлежит выборным органам партии. Конференция обращает внимание на необходимость регулярных отчетов бюро райкомов, горкомов, окружкомов, обкомов, крайкомов партии, ЦК компартий союзных республик перед своими комитетами, а парткомов и партийных бюро – перед первичными, цеховыми парторганизациями. При этом коммунисты вправе досрочно отзывать из выборных партийных органов лиц, не справляющихся с обязанностями или скомпрометировавших себя, а при необходимости переизбирать весь состав выборного органа.

В условиях демократизации нуждается в серьезном обновлении кадровая политика партии. Изживает себя формально-номенклатурный подход к подбору и расстановке кадров. Основным методом работы партийных комитетов в этой области должны стать организация подготовки и переподготовки кадров, их воспитание с учетом возможной рекомендации на руководящие посты в соответствии с демократическими процедурами. Окончательное решение кадровых вопросов должно определяться результатами выборов.

10. Конференция считает вопросом первостепенного значения демократизацию избирательного процесса в партии. При выборах членов и секретарей всех партийных комитетов – вплоть до ЦК КПСС – обеспечивать широкое обсуждение кандидатур и тайное голосование, возможность включения в избирательные бюллетени большего числа кандидатов, чем имеется мандатов. Целесообразно признать право партийных организаций одновременно с выборами делегатов на конференцию или съезд вносить предложения по кандидатурам в состав вышестоящего партийного органа, оставляя последнее слово за делегатами конференции, съезда.

Конференция поддерживает предложение установить единый срок полномочий — 5 лет для выборных партийных органов – от ЦК КПСС до райкомов партии. Учитывая сравнительную длительность этого срока полномочий, следовало бы ввести в практику проведение через 2–3 года партийных конференций, наделив их правом частичного обновления – до двадцати процентов – состава партийных комитетов. Это распространяется и на Всесоюзную конференцию КПСС.

Важнейшей гарантией от застоя в кадровом корпусе партии призвано стать ограничение сроков пребывания на выборных должностях. Конференция считает целесообразным, начиная с предстоящей отчетно-выборной кампании в КПСС, ввести в действие следующее правило: все члены бюро и секретари партийных комитетов, включая членов Политбюро ЦК КПСС и Генерального секретаря ЦК КПСС, могут избираться на ту же должность не более чем на два срока подряд.

11. В целях совершенствования контрольно-ревизионной работы в партии, обеспечения надежных гарантий против субъективизма, самоуправства, влияния личных и случайных обстоятельств на партийную политику предлагается создать единый контрольный орган- Центральную контрольно-ревизионную комиссию КПСС и соответствующие органы на местах, упразднив КПК при ЦК КПСС и Центральную Ревизионную Комиссию КПСС, партийные и ревизионные комиссии местных организаций. Новые органы должны избираться на партийных съездах и конференциях и быть им подотчетны.

12. Большое значение в условиях перестройки, разграничения функций партийных комитетов и государственных, хозяйственных органов приобретает вопрос об изменениях в партийном аппарате. Конференция считает, что структура аппарата партийных комитетов должна целиком отвечать задачам усиления политического руководства, соответствовать целям нового этапа Перестройки. Реорганизацию партийного аппарата при одновременном его сокращении и повышении эффективности работы следует провести в ближайшее время. Должен неукоснительно соблюдаться принцип строгого подчинения и подотчетности партийного аппарата выборным органам партии.

13. Реформа политической системы – большая и напряженная работа, которая потребует принятия ответственных партийных решений и крупных законодательных актов, включая внесение существенных изменений в Конституцию СССР, конституции союзных и автономных республик, а также в Устав КПСС.

Конференция рекомендует коммунистам, работающим в соответствующих органах государственной власти и управления, массовых общественных организациях, принять необходимые меры для реализации программы демократизации советского общества и реформы политической системы, одобренной XIX Всесоюзной конференцией КПСС.


Источник: XIX Всесоюзная конференция Коммунистической партии Советского Союза, 28 июня – 1 июля 1988 г.: Стенографический отчет. В 2 т. М.: Политиздат, 1988.

XX век