Учреждение Государственной Думы
20.02.(05.03).1906
1

Обнародованный 20 февраля 1906 г. документ под названием «Учреждение Государственной Думы» стал основным документом, определяющим компетенцию Государственной Думы. Она учреждалась как орган для разработки и обсуждения законопроектов для Государственного Совета и Верховной власти. Предусмотренная документом политическая конструкция являлась сложной системой трехзвенной власти: царь, Государственный Совет и Государственная Дума должны были утвердить закон прежде, чем он вступит в силу. При не утверждении хотя бы одним звеном власти закон считался отклоненным.


Важнейшим фактором реорганизации политической системы России в начале ХХ в. стали события Первой русской революции. Если в конце 1904 г. император отклонил предложение министра внутренних дел П. Святополк-Мирского об избрании губернскими земскими собраниями и городскими думами крупнейших городов часть членов Государственного совета, то в феврале 1905 г. решение по вопросу введения представительного слоя было положительным. В рескрипте 18 февраля царь предписал новому министру А. Булыгину образовать для этих целей Особое совещание, которое разработало проект учреждения Государственной думы и объяснительную записку к нему. После одобрения проекта в Совете министров под и обсуждения в Петергофском Особом совещании под председательством императора 6 августа 1905 г. на свет появилось «Учреждение Государственной Думы» для предварительной разработки законодательных предположений. В избирательном законе, подписанном в тот же день, предусматривались выборы по трем куриям — от землевладельцев, городских жителей и крестьян. Рабочие лишались избирательных прав.

В октябре было утверждено Положение о выборах в законосовещательную «булыгинскую» Думу, но опубликование Манифеста 17 октября заставило переработать и «Учреждение Государственной Думы» и избирательный закон. 11 декабря 1905 г. в избирательный закон были внесены существенные из­менения. Право избирать в Думу было предоставлено рабочим, то есть предусматривались уже не три, а четыре избирательные курии (от землевладельцев, городского населения, крестьян и рабочих). Впрочем, женщины не имели избирательных прав во всех куриях.   

Для землевладельческой и городской курии устанавливался имущественный ценз, в соответствии с которым право избирать и быть избранными имели помещики, а также представители крупной и средней буржуазии. Крестьянская курия не имела имущественных ограничений. Избирательные права получали рабочие предприятий, насчитывавших не менее 50 человек мужского пола.   

Для всех курий выборы были многостепенными. Для первых двух привилегированных курий — двухстепенные. То есть вначале выбирались вы­борщики, а затем уже члены Государственной Думы. У рабочих выборы были трехстепенные. Вначале выбирались уполномоченные от предприятий, которые выдвигали выборщиков, из которых избирались члены Думы. А для крестьян устанавливались четырехстепенные выборы: от села, волости, затем выборщики в губернии и, наконец, выборы членов Думы. Сложной была система распределения количества выборщиков по куриям: голос помещика равнялся трем голосам городских избирателей, пятнадцати голосам крестьян и сорока пяти голосам рабочих.

Выработанное в комиссии Витте в ноябре 1905 – январе 1906 г. новое Учреждение было утверждено Николаем II 20 февраля (5 марта) 1906 г. Согласно Манифесту, законодательная Государственная Дума формировалась путем выборов сроком на 5 лет. Впрочем, указом императора Государственная Дума могла быть распущена до истечения срока. В компетенцию императора входило также определение сроков заседания Думы и перерывов в ее работе. Финансирование деятельности Государственной Думы осуществлялось из бюджета Российской империи. В этот же день был издан Манифест о преобразовании Государственного Совета, который превращался в подобие верхней палаты парламента.

В составе Государственной Думы образовывалось Общее собрание и отделы, а также учреждались должности председателя и его товарища. Для решения общих вопросов подразумевалось совещание, в состав которого входили товарищ председателя Думы, председатели ее отделов, а также секретарь Думы и его товарищ. Для производства дел по Государственной Думе образовывалась канцелярия, а председателем Думы назначались пристав и его помощники для исполнения распоряжений Думы.

Отделы Думы служили для проверки полномочий членов Думы. Кроме того, в Думе было 8 обязательных комиссий (бюджетная, финансовая, по исполнению государственной росписи доходов и расходов, по запросам и др.). Всего же работало более 30 комиссий. Избрание членов комиссий проводилось на общем собрании Думы по предварительному согласованию фракций. Выборы всех должностных лиц Думы были тайными (голосовали черными и белыми шарами). Так как все кандидатуры согласовывались предварительно фракциями большинства, то выборы происходили быстро и без прений.

Согласно манифесту, при вступлении в Думу, ее члены давали торжественное обещание. Они имели право полной свободы суждений и мнений, и обладали неприкосновенностью, за исключением решений суда. Думцы привлекались к ответственности в порядке и на основаниях, установленных для членов Государственного Совета. Для ареста члена Думы во время сессии требовалось согласие Думы, кроме задержания на месте преступления или на следующий день после него.

Ведению Государственной Думы подлежали: финансовые сметы министерств и главных управлений, и государственная роспись доходов и расходов; отчет Государственного контроля по исполнению государственной росписи; дела об отчуждении части государственных доходов или имуществ, о постройке железных дорог непосредственным распоряжением казны и за ее счет, об учреждении компаний на акциях; дела, вносимые на рассмотрение Думы по особым Высочайшим повелениям. Дума имела право выдвигать предложения об отмене или изменении действующих и издании новых законов, кроме начал государственного устройства, установленных основными законами. Отчеты обо всех заседаниях Общего собрания Государственной Думы допускались к оглашению в печати, кроме отчетов о закрытых заседаниях.

Заседания Думы вел ее председатель (в особо важных случаях) и его товарищи. Никто, кроме докладчика не мог говорить более 1 часа и выступать более 2 раз по одному вопросу. Чтение речей запрещалось, но разрешалось приводить по конспекту цифры и цитаты. Представители правительства и докладчик имели право внеочередного выступления. То есть если председательствующий хотел высказать свое мнение, то записывался в общую очередь. Группа делегатов не менее 30 человек могла внести предложение о прекращении записи ораторов, сокращении времени выступлений до 10 минут и прекращении прений. Предложения считалось принятыми, если против них проголосовало менее 100 депутатов. Голосование производилось вставанием, и если оно было очевидным, то подсчет голосов не проводился. По важным вопросам проводилось поименное голосование (по требованию 40 депутатов в I и II Думах и 30 — в III-й). Запросы правительству подавались за подписью не менее 30 депутатов.

Законопроекты предварительно рассматривались думским совещанием, затем в соответствующей комиссии, потом — думским пленумом. Каждый законопроект рассматривался в трех чтениях, причем поправки могли вносить представители правительства или не менее 10 членов Думы. Прохождение проекта через Думу предусматривало не более 2 месяцев. Собственный законодательный почин Думы мог исходить не менее, чем от 30 членов. Это предложение сообщалось соответствующему министерству и обсуждалось на собрании Думы. Причем несогласие министра не препятствовало Думе начать разработку собственного варианта законопроекта.

На практике I Государственная Дума, в составе которой самой крупной партийной фракцией оказались кадеты, а по сословному признаку преобладали крестьяне (45,5%) и дворяне (36,7%), сразу столкнулась с недооценкой ее роли в политической жизни страны со стороны правительства. В первую Думу правительство не внесло ни одного серьезного законопроекта. Впрочем, и сама Дума за 72 работы приняла всего лишь два законопроекта. Зато она требовала амнистии политическим заключенным, упразднения Госсовета, реального осуществления политических свобод и принудительного выкупа части крупных частновладельческих земель. В июне правительство высказалось против решения аграрного вопроса за счет помещиков, в ответ на то, что Дума в своем обращении к народу заявила о недоверии правительству и потребовала его отставки. Так как по закону Дума не имела права прямого обращения к народу, то в июле Николай II подписал приказ о ее роспуске. В общем Государственная Дума и власть не сумели, да и не захотели, найти компромисса.



Указ Правительствующему Сенату.

Манифестом, сего числа изданным, Мы возвестили всем Нашим верным подданным о пересмотре, по указаниям Нашим, учреждения Государственной Думы.

Утвердив сие учреждение, Повелеваем Правительствующему Сенату обнародовать оное установленным порядком.

Вместе с тем признали Мы необходимым:

I. Впредь до распубликования Правительствующим Сенатом списка членов Государственной Думы от всех губерний, областей и городов, по которым должны быть произведены выборы в Думу, временно установить для законного состава заседаний Думы присутствие в ним не менее ста пятидесяти ее членов.

II. Возложить на Председателя Государственного Совета, по соглашению с Председателем Совета Министров, представление Нам на утверждение временных правил о допущении в заседания Государственной Думы посторонних лиц и об охранении в помещениях Думы должного порядка, впредь до издания правил по сему предмету на основании статьи 63 учреждения Государственной Думы.

Правительствующий Сенат к исполнению сего не оставить учинить надлежащее распоряжение.

НИКОЛАЙ

В Царском Селе
20 февраля 1906 года.

№ 691. Слуш. 21 февраля 1906 г. Вступил 21 февраля 1906 года.


Быть по сему.

В Царском Селе.
20 февраля 1906 года.

Учреждение Государственной Думы.

I. О составе и устройстве Государственной Думы.

1. Государственная Дума учреждается для обсуждения законодательных предположений, восходящих к Верховной Самодержавной власти, по силе Основных государственных законов и в порядке, установленном в сем Учреждении и в Учреждении Государственного Совета.

2. Государственная Дума образуется из членов, избираемых населением Российской империи на пять лет на основаниях, указанных в Положении о выборах в Думу.

3. Государственная Дума может быть до истечения пятилетнего срока полномочий её членов распущена указом Императорского Величества. Тем же указом назначаются новые выборы в Думу и время её созыва.

4. Продолжительность ежегодных занятий Государственной Думы и сроки их перерыва в течение года определяются указами Императорского Величества.

5. Государственная Дума может для предварительной разработки подлежащих её рассмотрению дел образовывать из своей среды отделы и комиссии.

6. Число отделов и комиссий, их состав, а также предметы их ведомства устанавливаются Государственною Думою.

7. Для законного состава заседаний Государственной Думы требуется присутствие не менее одной трети всего числа данного состава членов Думы.

8. Расходы по содержанию Государственной Думы относятся на счет Государственного Казначейства.

II. О председателях Государственной Думы, её отделов и комиссий.

9. Председатель Государственной Думы и два его товарища избираются Думою из числа её членов на год, по истечении коего те же лица могут быть вновь избираемы. Председатель, кроме указанного в статье 3, случая исполняет свои обязанности впредь до нового выбора Председателя. Избранный на последний год на пятилетия (ст. 2) Председатель исполняет свои обязанности до окончания пятилетия. В случае отсутствия председателя его обязанности исполняет один из его товарищей, постановлением Думы к тому назначенный.

10. Председатель Государственной Думы всеподданнейше повергает на Высочайшее благовоззрение о занятиях Думы.

11. Председатели отделов и комиссий (ст. 5) избираются ими из своей среды.

12. Для соображений общих, возникающих относительно деятельности Государственной Думы вопросов под председательством её Председателя состоит Совещание, в состав коего входят товарищи Председателя Думы, а равно секретарь Думы и один из его товарищей, постановлением Думы к тому назначенный.

III. О членах Государственной Думы.

13. Члены Государственной Думы при вступлении в Думу дают торжественное обещание по прилагаемой при сем форме.

14. Члены Государственной Думы пользуются полною свободою суждений и мнений по делам, подлежащим ведению Думы, и не обязаны отчетом перед своими избирателями.

15. Член Государственной Думы может быть подвергнут лишению или ограничению свободы не иначе как по распоряжению судебной власти, а равно не подлежит личному задержанию за долги.

16. Для лишения свободы члена Государственной Думы во время её сессии должно быть испрошено предварительное разрешение Думы, кроме случая привлечения члена Думы к ответственности в порядке, указанном в статье 22, равно как случая задержания при самом совершении преступного деяния или на следующий день.

17. Член Государственной Думы может отказаться от сего звания, заявив о сем письменно Председателю Думы. Член Думы, отказавшийся дать торжественное обещание при вступлении в Думу (ст. 13), почитается сложившим с себя свое звание.

18. Член Государственной Думы выбывает из её состава в случае: а) утраты русского подданства; б) утраты ценза, дающего право на участие в выборах; в) поступления на действительную военную службу, и г) назначения по гражданской государственной службе на должность, соединенную с определенным окладом содержания, за исключением должностей министров и главноуправляющих отдельными частями

19. Сверх указанных в предшедшей (18) статье случаев член Государственной Думы выбывает из её состава в случае наступления обстоятельств, указанных в пунктах а, б, д, е и ж статьи 7 положения о выборах в Думу.

20. Член Государственной Думы временно устраняется от участия в её собраниях в случае: а) привлечения к следствию или суду по обвинению в преступных деяниях, означенных в пункте а статьи 7 положения о выборах в Думу или влекущих за собою отрешение от должности, и б) объявления несостоятельным должником — впредь до определения свойства несостоятельности.

21. Член Государственной Думы признается выбывшим из её состава (ст. 18 и 19), равно как временно устраняется от участия в её собраниях (ст. 20) по постановлению Думы.

22. Члены Государственной Думы за преступные деяния, совершенные при исполнении или по поводу исполнения обязанностей, лежащих на них по сему званию, привлекаются к ответственности в порядке и на основаниях, установленных для привлечения к ответственности высших чинов государственного управления (свод. зак., т. I ч. 2, изд. 1901 г., учр. Гос. Сов., ст. 105-113).

23. Членам Государственной Думы, в течение её сессии, производится суточное из казны довольствие в размере десяти рублей в день каждому. Сверх того Членам Думы возмещаются из казны раз в год путевые издержки по расчету пяти копеек на версту от места их жительства до С.-Петербурга и обратно. Члены Думы, занимающие, вместе с тем, должности Министров или Главноуправляющих отдельными частями, не получают упомянутого суточного довольствия.

IV. О Секретарях Государственной Думы, её отделов и комиссий, о Канцелярии Думы и состоящих при ней лицах.

24. Секретарь Государственной Думы и его товарищи избираются Думою из числа её членов на пять лет (ст. 2) и исполняют свои обязанности впредь до выбора секретаря и его товарищей новым составом Думы.

25. Секретари отделов и комиссий (ст. 5) избираются ими из своей среды.

26. Для производства дел по Государственной Думе состоит при ней Канцелярия.

27. Управление Канцелярией Государственной Думы возлагается на секретаря Государственной Думы. Труды его разделяют товарищи Секретаря Думы. В случае, указанном в статье 3, управление Канцелярией Думы возлагается, впредь до избрания Секретаря новым составом Думы, на Государственного Секретаря.

28. Исполнение последовавших со стороны Председателя Государственной Думы распоряжений в видах поддержания порядка в её помещениях возлагается на пристава Думы и его помощников, которые исполняют также распоряжения председателей Думы, её отделов и комиссий для охранения порядка в их заседаниях.

29. Пристав Государственной Думы и его Помощники, в числе, определенном штатом, назначаются Председателем Думы.

30. Правила о порядке назначения и увольнения служащих в Канцелярии Государственной Думы и состоящих при ней лиц, а равно о прохождении ими службы при сем прилагаются.

V. О предметах ведения Государственной Думы.

31. Ведению Государственной Думы подлежат:

а) предметы, требующие издания законов и штатов, а также их изменения, дополнения, приостановления действия и отмены;

б) государственная роспись доходов и расходов вместе с финансовыми сметами министерств и главных управлений, равно как денежные из казны ассигнования, росписью не предусмотренные, — на основании установленных правил;

в) отчет Государственного Контроля по исполнению государственной росписи;

г) дела об отчуждении части государственных доходов или имуществ, требующем Высочайшего соизволения;

д) дела о постройке железных дорог непосредственным распоряжением казны и за eё счет;

е) дела об учреждении компаний на акциях, когда при сем испрашиваются изъятия из действующих законов;

ж) дела, вносимые на рассмотрение Думы по особым Высочайшим повелениям.

Примечание. Ведению Государственной Думы подлежат также сметы и раскладки земских повинностей в местностях, в которых не введены земские учреждения, а также дела о повышении земского или городского обложения против размера, определенного земскими собраниями и городскими думами (пол. зем. учр., ст. 94, гор. пол., ст. 88; пол. общ. упр. гор. С.-Петербурга, ст. 6 и 78).

32. Государственная Дума может возбуждать предположения об отмене или изменении действующих и издании новых законов (ст. 55–57), за исключением Основных Государственных Законов.

33. Государственная Дума может обращаться к Министрам и Главноуправляющим отдельными частями, подчиненным по закону Правительствующему Сенату, с запросами по поводу таких, последовавших с их стороны или подведомственных им лиц и установлений, действий, кои представляются незакономерными (ст. 58–60).

VI. О порядке производства дел в Государственной Думе.

34. Законопроекты или вносятся в Государственную Думу Министрами, либо Главноуправляющими отдельными частями, либо комиссиями, образованными из Членов Думы (ст. 57), или же поступают в Думу из Государственного Совета (ст. 49).

35. Заседания Общего Собрания Государственной Думы, а также её отделов и комиссий (ст. 5) назначаются, открываются и закрываются их Председателями.

36. Суждения Государственной Думы по делу прекращаются, если оно постановлением Думы признано достаточно выясненным.

37. Председатель останавливает того из членов Государственной Думы, который уклоняется от соблюдения порядка или уважения к закону. От Председателя зависит объявить перерыв заседания или его закрыть.

38. В случае нарушения порядка членом Государственной Думы он может быть удален из заседания или устранен на определенный срок от участия в собраниях Думы. Член Думы удаляется из заседания по постановлению общего собрания Думы, либо её отдела или комиссии по принадлежности, а устраняется от участия в собраниях Думы на определенный срок не иначе как по постановлению Общего её Собрания.

39. Во всех собраниях Государственной Думы могут присутствовать Министры и Главноуправляющие отдельными частями, но участвовать в голосовании они имеют право только в том случае, если состоят членами Думы.

40. Государственная Дума может обращаться к Министрам и Главноуправляющим отдельными частями за разъяснениями, непосредственно касающимися рассматриваемых ею дел. Министры и Главноуправляющие имеют право отказаться от сообщения Думе разъяснений по таким предметам, кои по соображениям государственного порядка не подлежат оглашению. Равным образом министры и главноуправляющие должны быть выслушаны в заседаниях Думы каждый раз, когда они о том заявят.

41. Разъяснения сообщаются в указанном предшедшею (40) статьею порядке Министрами и Главноуправляющими отдельными частями как лично, так и через их товарищей или начальников отдельных частей центрального управления. Сведения же по специальным предметам могут быть предъявляемы ими при содействии других должностных лиц, заведывающих делами по означенным предметам.

42. В заседания отделов и комиссий (ст. 5) ни посторонние лица, ни представители печати не допускаются.

43. Председателю Государственной Думы предоставляется разрешать присутствие в заседаниях общего её собрания, кроме заседаний закрытых, посторонним лицам в числе не превышающем количества отведенных для них мест с соблюден ем установленных правил. От Председателя Думы зависит разрешать с соблюдением тех же правил присутствовать в заседаниях общего её собрания, кроме заседаний закрытых, представителям выходящих в свет изданий повременной печати в числе не превышающем количества отведенных для них мест, но не более одного от отдельного издания. В заседаниях общего собрания Государственной Думы, кроме заседаний закрытых, имеют право присутствовать члены Государственного Совета, сенаторы и особы Дипломатического Корпуса. В случае нарушения лицами, допущенными в заседание, правильности его хода они удаляются из заседания по распоряжению Председателя Думы.

44. Закрытые заседания Общего Собрания Государственной Думы назначаются по постановлению Общего её Собрания или по распоряжению Председателя Думы. По распоряжению Председателя Думы закрытые заседания общего её собрания назначаются и в том случае, когда Министр или Главноуправляющий отдельною частью, предметов ведомства коих касается дело, подлежащее рассмотрению Думы, заявят, что оно по соображениям государственного порядка не должно подлежать оглашению.

45. Отчет о всех заседаниях Общего Собрания Государственной Думы составляются присяжными стенографами и по одобрении Председателем Думы допускаются к оглашению в печати, кроме отчетов о закрытых заседаниях.

46. Из отчета о закрытом заседании общего собрания Государственной Думы могут подлежать оглашению в печати те части, опубликование которых сочтет возможным либо Председатель Думы, если заседание было объявлено закрытым по постановлению Думы или по распоряжению её Председателя, либо Министр или Главноуправляющий отдельною частью, если заседание было объявлено закрытым вследствие их о том заявления.

47. Законопроект, внесенный в Государственную Думу Министром или Главноуправляющим отдельною частью, может быть взят им обратно, доколе законопроекты не одобрен Думою. Законопроект, предначертанный по почину Думы, может быть взят обратно внесшим его Министром или Главноуправляющим не иначе как с согласия на то Думы. Законопроект, предначертанный по почину Государственного Совета и по его одобрении поступивший в Думу, не может быть взят обратно Министром или Главноуправляющим, внесшим такой законопроект в Совет.

48. Постановлением Государственной Думы по рассмотренным ею делам почитается мнение, принятое в Общем её Собрании большинством голосов. В случае разделения голосов поровну производится новое голосование. Если и затем не получится большинства голосов, то голос Председателя Думы дает перевес. Постановление Думы об отмене выборов в Думу по неправильности их получает силу в том случае, если принято большинством двух третей наличных Членов Думы.

49. Законопроекты, поступившие в Государственную Думу и ею одобренные, передаются в Государственный Совет. Законопроекты, предначертанные по почину Государственного Совета и им одобренные, поступают в Государственную Думу.

50. Законопроекты, не принятые Государственною Думою или Государственным Советом, признаются отклоненными.

51. В тех случаях, когда Государственная Дума, не отклоняя предначертанного по почину Государственного Совета и им одобренного законопроекта, признает необходимым ввести в него изменения, дело для нового его рассмотрения может быть по постановлению Думы либо возвращено в Государственный Совет, либо передано в особую комиссию, образуемую из равного числа членов от Государственного Совета и Государственной Думы по выбору Совета и Думы, по принадлежности. В комиссии председательствует один из её членов, по выбору самой комиссии. Из комиссии дело с её заключением вносится в Государственный Совет и получает дальнейшее движение в установленном порядке.

52. Законопроекты, поступившие в Государственную Думу и одобренные как ею, так и Государственным Советом, равно как законопроекты, предначертанные по почину Государственного Совета и одобренные как им, так и Государственною Думою, представляются Императорскому Величеству Председателем Государственного Совета.

53. Законопроекты, предначертанные по почину Государственного Совета или Государственной Думы и не удостоившиеся Высочайшего утверждения, не могут быть внесены на законодательное рассмотрение в течение той же сессии. Законопроекты, предначертанные по почину Государственного Совета или Государственной Думы и отклоненные одним из сих установлений, могут быть внесены на законодательное рассмотрение в течение той же сессии, если последует Высочайшее на то повеление.

54. В том случае, когда заседание Государственной Думы не состоится по неприбытию положенного числа членов (ст. 7), подлежавшее рассмотрению дело, если оно признается внесшим его Министром или Главноуправляющим отдельною частью неотложным, назначается к новому слушанию не позднее двух после несостоявшегося заседания недель. При таком слушании дело рассматривается, каково бы ни было число прибывших в заседание членов Думы.

55. Об отмене или изменении действующего или издании нового закона Члены Государственной Думы подают письменное заявление её Председателю. К заявлению об изменении действующего или издании нового закона должен быть приложен проект основных положений предлагаемого изменения в законе или нового закона с объяснительною к проекту запискою. Если заявление это подписано не менее, чем тридцатью членами, то Председатель вносит его на рассмотрение Думы.

56. О дне слушания в Государственной Думе заявления об отмене или изменении действующего или издании нового закона извещаются Министры и Главноуправляющие отдельными частями, к предметам ведомства которых заявление относится, с сообщением им копии с заявления и относящихся к нему приложений, не позднее, как за месяц до дня слушания.

57. Если Государственная Дума разделяет изложенные в заявлении соображения о желательности отмены или изменения действующего или издания нового закона, то соответствующий законопроект вырабатывается и вносится в Думу подлежащим Министром либо Главноуправляющим отдельною частью. В случае отказа Министра или Главноуправляющего от составления такого законопроекта, Думою может быть образована для его выработки комиссия из своей среды.

58. В сообщении сведений и разъяснений по поводу таких, последовавших со стороны Министров или Главноуправляющих отдельными частями, а равно подведомственных им лиц и установлений, действий, кои представляются незакономерными, члены Думы подают письменное заявление Председателю Думы. Если заявление подписано не менее чем тридцатью членами, то Председатель вносит его на обсуждение Думы.

59. Принятое большинством членов Государственной Думы заявление (ст. 58) сообщается подлежащему Министру или Главноуправляющему отдельною частью, которые не далее одного месяца со дня передачи им заявления либо сообщают Думе надлежащие сведения и разъяснения, либо извещают Думу о причинах, по коим они лишены возможности сообщить требуемые сведения и разъяснения.

60. Если Государственная Дума большинством двух третей её Членов не признает возможным удовлетвориться сообщением Министра или Главноуправляющего отдельною частью (ст. 59), то дело представляется Председателем Государственного Совета на Высочайшее благовоззрение.

61. В Государственную Думу воспрещается являться депутатам, а также представлять словесные и письменные заявления и просьбы.

VII. О внутреннем распорядке в Государственной Думе.

62. Подробности внутреннего распорядка в Государственной Думе, предметы ведомства и порядок действия указанного в статье 12 совещания, а также обязанности Канцелярии Думы, её Пристава и подведомственных ему лиц определяются наказом, издаваемым Думою в развитие правил сего учреждения. Наказ сей публикуется во всеобщее сведение через Правительствующий Сенат.

63. Правила о допущении в заседания Государственной Думы посторонних лиц и об охранении в помещениях Думы должного порядка составляются по соглашению Председателя Государственной Думы с Председателем Совета Министров и утверждаются Высочайшею властью.

Председатель Государственного Совета     Граф Сольский


Приложение к статье 13.

Торжественное обещание членов Государственной Думы.

«Мы, нижепоименованные, обещаем пред Всемогущим Богом исполнять возложенные на нас обязанности Членов Государственной Думы по крайнему нашему разумению и силам, храня верность Его Императорскому Величеству Государю Императору и Самодержцу Всероссийскому и памятуя лишь о благе и пользе России, в удостоверение чего своеручно подписуемся».

Председатель Государственного Совета     Граф Сольский


Приложение к статье 30.

Правила о порядке назначения и увольнения служащих в Канцелярии Государственной Думы и состоящих при ней лиц, а равно о прохождении ими службы.

1. Канцелярия Государственной Думы состоит из делопроизводителей и их помощников, казначея, присяжных стенографов и писцов. Число служащих в Канцелярии и оклады их содержания, а равно суммы на вознаграждение писцов и на канцелярские расходы, определяются штатом.

2. Назначение и увольнение служащих в Канцелярии принадлежит Секретарю Государственной Думы.

3. Не могут быть принимаемы на службу в Канцелярию и состоять в ней на службе: а) не достигшие гражданского совершеннолетия; б) обучающиеся в учебных заведениях; в) иностранные подданные и г) лица, не допускаемые к выборам в Государственную Думу на основании статьи 7 положения о выборах в Думу.

4. Лица женского пола могут быть допускаемы к занятиям в Канцелярии только письмоводству и счетоводству.

5. Делопроизводители Канцелярии и их помощники назначаются из лиц, окончивших курс в одном из высших учебных заведений и пробывших на службе государственной или по выборам дворянским, земским и городским не менее трех лет.

6. Лица, поступающие на службу в Канцелярию, приносят присягу на верность службы, если эта присяга не была ими принесена ранее.

7. Состоящим на службе в Канцелярии воспрещается участие в учреждении всяких торгово-промышленных предприятий и кредитных установлений или в управлении ими, в также все вообще частные занятия, которые совещание, указанное в статье 12 учреждения Государственной Думы, признает несовместимыми со службою в Канцелярии Думы.

8. Из числа служащих в Канцелярии доступ в заседания Государственной Думы имеют, сверх присяжных стенографов, делопроизводители и их помощники.

9. Служащим в Канцелярии воспрещается разглашать сведения, которые стали им известны по служебному их положению, если сведения эти оглашению не подлежат.

10. За нарушение служебных обязанностей служащие в Канцелярии подлежат ответственности на основаниях, установленных для должностных лиц, состоящих на действительной гражданской государственной службе. Права и обязанности начальства сих должностных лиц принадлежат, в отношении служащих в Канцелярии, совещанию, указанному в статье 12 учреждения Государственной Думы.

11. Служащие в Канцелярии и их семьи пользуются пенсиями и единовременными пособиями из казны применительно к постановлениям общего устава о пенсиях и единовременных пособиях по гражданским ведомствам.

12. Правила, изложенные в статьях 3, 6, 7 и 9 – 11, имеют соответственное применение к Приставу Государственной Думы и его Помощникам.

Председатель Государственного Совета     Граф Сольский


© «Государственный архив Российской Федерации» (ГА РФ)

XX век