Закон об учреждении поста Президента СССР
14.03.1990
1

Введение поста президента СССР было результатом серьёзных изменений в политической системе. Избрание М.С. Горбачева сначала председателем Верховного совета СССР, а затем президентом СССР делало реформаторов все более независимыми от структур КПСС, сводило роль коммунистической партии к положению одной из партий страны. Увязанное с отменой статьи конституции о руководящей и направляющей роли КПСС, решение о введении поста президента привело к дальнейшему сдвигу власти из структур КПСС в сторону государственных структур. Принятие закона оформило процесс превращения Советского Союза в плюралистичное многопартийное государство.

12–15 марта прошел III внеочередной съезд народных депутатов СССР. Он стал историческим в двух отношениях – 13 марта отменил отжившую статью 6, констатировав конец коммунистического режима, ввел институт президентства и 15 марта избрал Горбачева президентом СССР. 

Оппозиция опасалась, что введение президентства приведёт к усилению авторитаризма. Выступая от имени Межрегиональной депутатской группы (МДГ), Ю. Афанасьев заявил, что мы «решительно выступаем против избрания на съезде президента». Однако, если пост будет введён, оппозиция хотела прямых выборов, прямого столкновения Горбачева и Ельцина в масштабах всей страны. Подъем гражданских движений в феврале и благоприятные для демократов итоги выборов в органы власти РСФСР давал надежду, что можно одержать решающую победу над КПСС. По этой же причине Горбачев не склонен был рисковать, выставляя свою кандидатуру на прямые выборы. 

В 1990 г. исход возможных прямых выборов президента СССР был неясен. Значительная часть избирателей жила в привыкшей к послушанию Средней Азии. 

Закон вводил выборы президента Съездом народных депутатов, где Горбачев всё ещё имел большинство. Отказ Горбачева от прямых выборов стал еще одним шагом к снижению его авторитета. Предвыборный марафон означал бы затягивание политической неопределённости и откладывание экономической реформы. Однако, даже получив президентские полномочия, Горбачев так и не сумел провести рыночные реформы, о которых говорил. 

Горбачев доверил А. Яковлеву обоснование того, почему Президента должен выбирать съезд, а не население. Яковлев разъяснял: «Идея всенародного голосования звучит очень привлекательно. Да она и верная, эта идея». Но в сложившихся условиях у президента исчезнет противовес в условиях «эйфористической» демократии. Очевидно, что «речь идёт об избрании Президентом страны конкретного лидера – Михаила Сергеевича Горбачёва». Зачем деньги на выборы тратить? 

МДГ выдвинула ряд условий введения поста президента - заключение союзного договора, формирование полномочного Верховного совета, избрание президента после заключения союзного договора прямым голосованием, многопартийные прямые выборы парламента, выход президента из партии, развитие гражданских свобод. Этот план сводился к последовательности: сначала перезаключение союзного государства, затем - полномасштабная конституционная реформа, затем – выборы президента. Стремясь заручиться поддержкой Прибалтики, либералы активно поддерживали идею перезаключения союзного договора. 

Горбачев проигнорировал эти предложения. Они несли прямую угрозу его власти. 

Несмотря на дальнейшую радикализацию оппозиции, Горбачев был готов умиротворять и ее. В ответ на критику института президентства как авторитарного, были введены такие ограничители, как процедура импичмента. Съезд получал право отменять президентские указы. Важной уступкой оппозиции стало изменение статьи 6 Конституции СССР, закреплявшей «руководящую и направляющую роль КПСС». В реальности уже в 1988-1989 гг. в СССР образовалось множество партий. Блок «Демократическая Россия» добился успехов на выборах в РСФСР в феврале-марте 1990 г. Хотя партии не имели формальных прав, с монополией КПСС на власть фактически было покончено. В этих условиях статья 6 была анахронизмом и распространённым объектом критики в адрес КПСС, которая цепляется за власть, используя эту статью. 

Другое требование либеральной оппозиции - разрешение частной собственности – не было удовлетворено. Однако была принята двусмысленная формулировка, которая открывала возможность для создания частных предприятий: «В собственности гражданина может находиться любое имущество потребительского и производственного назначения, приобретенное за счет трудовых доходов и по другим законным основаниям, кроме тех видов имущества, приобретение которых гражданами в собственность не допускается». 

На III съезде Горбачев лишний раз убедился, что опасно оставаться в зависимости не только от Политбюро и ЦК, но и от съезда. Председатель Верховного совета. Горбачеву приходилось отбивать атаки с двух сторон – и от межрегионалов, и от группы «Союз». Выступая от ее имени, председатель комитета Верховного совета по вопросам экономической реформы Ю. Блохин обратился «ко всем людям страны, стоящим на советских позициях» и предложил выборы на альтернативной основе: кандидаты В. Бакатин, М. Горбачёв и Н. Рыжков. 

Поправка к Конституции о том, что президент не может занимать руководящий пост в партии, набрала 1303 голоса «за», при 64 воздержавшихся. Против проголосовало только 607 депутатов. Блок демократов и державников в этом вопросе стал реальностью, коммунисты были готовы избавиться от Генсека Горбачёва, раз уж он лишал их реальной власти. Поправка не прошла только из-за отсутствия кворума. 

Наиболее резко в качестве оппонента Горбачева выступил бывший лидер шахтерского движения, а ныне лидер кузнецких коммунистов Т. Авалиани. Он начал с исторического экскурса. В течение 600 лет в составе России объединялись народы, которые искали «покровительства Руси». А сейчас – «обратный результат». «Во время застоя государство шло вперёд». Экономический кризис углубляется «потому, что товарищ Горбачёв сначала «выпускал» одних экономистов с их теориями, и государство поворачивалось каким-то образом к этим теориям, потом другие выходили, и происходил новый поворот». Горбачёв раскалывает народ, предлагая снизу давить на бюрократов. И это говорил тот самый Авалиани, который ещё недавно возглавлял «давление снизу» в Кузбассе. 

Несмотря на эту резкую критику, на съезде не нашлось другой авторитетной фигуры, которая могла бы быть выставлена в качестве кандидата на пост президента СССР. 

15 марта съезд избрал М. Горбачёва Президентом СССР сроком на 5 лет. «За» проголосовали 1329 депутатов, или 50,2% списочного состава, «против» – 459. Председателем Верховного совета СССР был избран бывший заместитель Горбачева на этом посту А. И. Лукьянов. 

Теперь Горбачев мог действовать самостоятельно и от партноменклатуры, и от избирателей, проводя свой курс. Но обратной стороной самостоятельности стал отрыв от социально-политических структур и саботаж решений Горбачева как чиновниками, так и населением. 

Введение президентства фактически завершило передачу власти «фигурально выражаясь – со Старой площади в Кремль», – пишет сам Горбачев. Теперь Политбюро не могло указывать Горбачеву, как поступать. При президенте возникло сразу два новых «политбюро»: Совет Федерации из представителей союзных республик и Президентский совет из тех, с кем хотелось советоваться и кто был широко известен в качестве аналитика или идеолога. Правда, заботясь о собственном имидже, члены совета все чаще говорили не то, что хочет Горбачев, а то, что хотят те или иные общественные силы. Это не была команда единомышленников, а лишь канал обратной связи с либеральными элитами. Вскоре Горбачев заменил президентский совет более функциональным Советом безопасности – полным аналогом Политбюро, то есть советом высших должностных лиц. Только теперь это были не товарищи и коллеги первого лица, а его прямые подчиненные. Им по должности не следовало спорить с Президентом, они редко возражали ему, но, как показал ГКЧП 1991 г., это не значит, что соглашались с Горбачевым. 

Как президент, Горбачев в 1990 г. получал все новые и новые полномочия, но его власть становилась все более иллюзорной. Бессилие президента СССР было обусловлено несколькими обстоятельствами. Во-первых, в условиях сдвига власти Горбачев на какое-то время был обречен оказаться без инструмента эффективной политики – партаппарат уже не работал, новые структуры даже в кадровом отношении должны были еще сформироваться. Новая вертикаль власти была парализована многочисленными противоречиями номенклатурных элит, не связанных ни идеей, ни дисциплиной. Старые государственные структуры переориентировались на региональные элиты и политические группировки. Во-вторых, в условиях революции Горбачев потерял инициативу, он уступал давлению, не выдвигая более популярных идей. В-третьих, сочетая внешнеполитические задачи, где Горбачев был пацифистом и демократом, с внутриполитическими, где концентрировал все большую формальную власть, президент был вынужден маневрировать, избегая перехода к репрессиям в масштабе СССР. Впоследствии Горбачев утверждал, что стремился «продвигать реформы не путём насилия..., а путём консенсуса. На худой конец,... компромисса». Альтернативный такому маневрированию в ситуации 1990 г. могло быть только подавление оппонентов путём массовых репрессий. Это вело бы к насильственной конфронтации с неопределенным исходом. В конкретных условиях 1990 г. Горбачев не мог наказать, не мог увлечь идеями, а мог только заинтересовать. Значит, следовало раздавать контроль над ресурсами формирующимся новым элитам. А это, в свою очередь, снижало потенциал центральной власти несмотря на все ее формальные полномочия. 

Несмотря на сдвиг власти, став президентом, Горбачев оставил за собой и пост Генерального секретаря. Ему часто потом задавали вопрос: почему он не порвал с КПСС? Горбачев в ответ морализировал: «было бы не порядочно, не честно, даже, если хотите, преступно перебежать в другой лагерь». Но в критический для КПСС момент августа 1991 г. Горбачева не остановили эти соображения, и он ушел с поста, вместо того, чтобы защищать партию от разгрома. В 1990 г. Горбачев оставил за собой руководство партией, которая воспринималась им не как инструмент, а как препятствие на пути реформ. Он оставил за собой пост Генерального секретаря, чтобы партийное руководство не возглавил кто-то из консерваторов, и партия не консолидировалась бы на консервативной платформе. Горбачев сознательно парализовал КПСС, и это было разумно с точки зрения тактики. Но платой за эту политическую линию стала невозможность создания «партии Горбачева», которая могла бы открыто и последовательно отстаивать его линию реформ. Саботируя трансформацию КПСС в антиреформистскую партию, Горбачев не мог выделить из нее ядро своих искренних союзников, соединить их с активом неформалов-социалистов и таким образом создать массовое движение за демократический социализм. Президент не решился на создание собственной политической опоры, опасаясь потерять позицию лидера нации и партии. В итоге он оказался в политической изоляции уже в 1991 г.

ЗАКОН
СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

ОБ УЧРЕЖДЕНИИ ПОСТА ПРЕЗИДЕНТА СССР И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В КОНСТИТУЦИЮ (ОСНОВНОЙ ЗАКОН) СССР

В целях обеспечения дальнейшего развития осуществляемых в стране глубоких политических и экономических преобразований, укрепления конституционного строя, прав, свобод и безопасности граждан, улучшения взаимодействия высших органов государственной власти и управления СССР Съезд народных депутатов СССР постановляет:

I. Учредить пост Президента Союза Советских Социалистических Республик.
Установить, что учреждение поста Президента СССР не меняет правового положения и не влечет ограничения компетенции союзных и автономных республик, закрепленной конституциями союзных и автономных республик и Конституцией СССР.

II. Внести в Конституцию (Основной Закон) СССР следующие изменения и дополнения:

1. Из преамбулы исключить слова «Возросла руководящая роль Коммунистической партии – авангарда всего народа».

2. Статьи 6, 7, 10, 11, 12, 13 и 51 изложить в следующей редакции:
«Статья 6. Коммунистическая партия Советского Союза, другие политические партии, а также профсоюзные, молодежные, иные общественные организации и массовые движения через своих представителей, избранных в Советы народных депутатов, и в других формах участвуют в выработке политики Советского государства, в управлении государственными и общественными делами.

Статья 7. Все политические партии, общественные организации и массовые движения, выполняя функции, предусмотренные их программами и уставами, действуют в рамках Конституции и советских законов.
Не допускаются создание и деятельность партий, организаций и движений, имеющих целью насильственное изменение советского конституционного строя и целостности социалистического государства, подрыв его безопасности, разжигание социальной, национальной и религиозной розни»;
«Статья 10. Экономическая система СССР развивается на основе собственности советских граждан, коллективной и государственной собственности.
Государство создает условия, необходимые для развития разнообразных форм собственности, и обеспечивает равную их защиту.
Земля, ее недра, воды, растительный и животный мир в их естественном состоянии являются неотъемлемым достоянием народов, проживающих на данной территории, находятся в ведении Советов народных депутатов и предоставляются для использования гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям.

Статья 11. Собственность гражданина СССР является его личным достоянием и используется для удовлетворения материальных и духовных потребностей, самостоятельного ведения хозяйственной и иной не запрещенной законом деятельности.
В собственности гражданина может находиться любое имущество потребительского и производственного назначения, приобретенное за счет трудовых доходов и по другим законным основаниям, кроме тех видов имущества, приобретение которых гражданами в собственность не допускается.
Для ведения крестьянского и личного подсобного хозяйства и других целей, предусмотренных законом, граждане вправе иметь земельные участки в пожизненном наследуемом владении, а также в пользовании.
Право наследования имущества гражданина признается и охраняется законом.
Статья 12. Коллективной собственностью является собственность арендных предприятий, коллективных предприятий, кооперативов, акционерных обществ, хозяйственных организаций и других объединений. Коллективная собственность создается путем преобразования предусмотренными законом способами государственной собственности и добровольного объединения имущества граждан и организаций.

Статья 13. Государственной собственностью является общесоюзная собственность, собственность союзных республик, собственность автономных республик, автономных областей, автономных округов, краев, областей и других административно - территориальных единиц (коммунальная собственность)»;
«Статья 51. Граждане СССР имеют право объединяться в политические партии, общественные организации, участвовать в массовых движениях, которые способствуют развитию политической активности и самодеятельности, удовлетворению их многообразных интересов.
Общественным организациям гарантируются условия для успешного выполнения ими своих уставных задач».

3. Дополнить Конституцию СССР новой главой 15.1 следующего содержания:
Глава 15.1. Президент СССР

Статья 127. Главой Советского государства - Союза Советских Социалистических Республик является Президент СССР.
Статья 127.1. Президентом СССР может быть избран гражданин СССР не моложе тридцати пяти и не старше шестидесяти пяти лет. Одно и то же лицо не может быть Президентом СССР более двух сроков.
Президент СССР избирается гражданами СССР на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Число кандидатов на пост Президента СССР не ограничивается. Выборы Президента СССР считаются действительными, если в них приняло участие не менее пятидесяти процентов избирателей. Избранным считается кандидат, получивший больше половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании, в целом по Союзу ССР и в большинстве союзных республик.
Порядок выборов Президента СССР определяется Законом СССР.
Президент СССР не может быть народным депутатом.
Лицо, являющееся Президентом СССР, может получать заработную плату только по этой должности.

Статья 127.2. При вступлении в должность Президент СССР приносит присягу на заседании Съезда народных депутатов СССР.
Статья 127.3. Президент СССР:
1) выступает гарантом соблюдения прав и свобод советских граждан, Конституции и законов СССР;
2) принимает необходимые меры по охране суверенитета Союза ССР и союзных республик, безопасности и территориальной целостности страны, по реализации принципов национально - государственного устройства СССР;
3) представляет Союз Советских Социалистических Республик внутри страны и в международных отношениях;
4) обеспечивает взаимодействие высших органов государственной власти и управления СССР;
5) представляет Съезду народных депутатов СССР ежегодные доклады о положении страны; информирует Верховный Совет СССР о наиболее важных вопросах внутренней и внешней политики СССР;
6) представляет Верховному Совету СССР кандидатуры на посты Председателя Совета Министров СССР, Председателя Комитета народного контроля СССР, Председателя Верховного Суда СССР, Генерального прокурора СССР, Главного государственного арбитра СССР, а затем представляет этих должностных лиц Съезду народных депутатов СССР на утверждение; входит с представлениями в Верховный Совет СССР и на Съезд народных депутатов СССР об освобождении от обязанностей указанных должностных лиц, за исключением Председателя Верховного Суда СССР;
7) ставит перед Верховным Советом СССР вопрос об отставке либо о принятии отставки Совета Министров СССР; по согласованию с Председателем Совета Министров СССР освобождает от должности и назначает членов Правительства СССР с последующим представлением на утверждение Верховного Совета СССР;
8) подписывает законы СССР; вправе не позднее чем в двухнедельный срок возвратить закон со своими возражениями в Верховный Совет СССР для повторного обсуждения и голосования. Если Верховный Совет СССР большинством в две трети голосов в каждой из палат подтвердит ранее принятое им решение, Президент СССР подписывает закон;
9) имеет право приостанавливать действие постановлений и распоряжений Совета Министров СССР;
10) координирует деятельность государственных органов по обеспечению обороны страны; является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами СССР, назначает и сменяет высшее командование Вооруженных Сил СССР, присваивает высшие воинские звания; назначает судей военных трибуналов;
11) ведет переговоры и подписывает международные договоры СССР; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств; назначает и отзывает дипломатических представителей СССР в иностранных государствах и при международных организациях; присваивает высшие дипломатические ранги и иные специальные звания;
12) награждает орденами и медалями СССР, присваивает почетные звания СССР;
13) решает вопросы принятия в гражданство СССР, выхода из него и лишения советского гражданства, предоставления убежища; осуществляет помилование;
14) объявляет общую или частичную мобилизацию; объявляет состояние войны в случае военного нападения на СССР и незамедлительно вносит этот вопрос на рассмотрение Верховного Совета СССР; объявляет в интересах защиты СССР и безопасности его граждан военное положение в отдельных местностях. Порядок введения и режим военного положения определяются законом;
15) в интересах обеспечения безопасности граждан СССР предупреждает об объявлении чрезвычайного положения в отдельных местностях, а при необходимости и вводит его по просьбе или с согласия Президиума Верховного Совета или высшего органа государственной власти соответствующей союзной республики. При отсутствии такого согласия вводит чрезвычайное положение с незамедлительным внесением принятого решения на утверждение Верховного Совета СССР. Постановление Верховного Совета СССР по данному вопросу принимается большинством не менее двух третей от общего числа его членов.
В случаях, указанных в части первой данного пункта, может вводить временное президентское правление при соблюдении суверенитета и территориальной целостности союзной республики.
Режим чрезвычайного положения, а также президентского правления устанавливается законом;
16) в случае разногласий между Советом Союза и Советом Национальностей Верховного Совета СССР, которые не могли быть устранены в порядке, предусмотренном статьей 117 Конституции СССР, Президент СССР рассматривает спорный вопрос в целях выработки приемлемого решения. Если достичь согласия не удается и возникает реальная угроза нарушения нормальной деятельности высших органов государственной власти и управления СССР, Президент может внести на Съезд народных депутатов СССР предложение об избрании Верховного Совета СССР в новом составе.
Статья 127.4. Президент СССР возглавляет Совет Федерации, в состав которого входят высшие государственные должностные лица союзных республик. В заседаниях Совета Федерации вправе участвовать высшие государственные должностные лица автономных республик, автономных областей и автономных округов.
Совет Федерации: рассматривает вопросы соблюдения Союзного договора; разрабатывает меры по проведению в жизнь национальной политики Советского государства; представляет Совету Национальностей Верховного Совета СССР рекомендации по разрешению споров и урегулированию конфликтных ситуаций в межнациональных отношениях; координирует деятельность союзных республик и обеспечивает их участие в решении вопросов общесоюзного значения, отнесенных к компетенции Президента СССР.
Вопросы, затрагивающие интересы народов, не имеющих своих национально - государственных образований, рассматриваются в Совете Федерации с участием представителей этих народов.
В заседаниях Совета Федерации вправе участвовать Председатель Верховного Совета СССР и председатели палат.
Статья 127.5. При Президенте СССР действует Президентский Совет СССР, задачей которого является выработка мер по реализации основных направлений внутренней и внешней политики СССР, обеспечению безопасности страны.
Члены Президентского Совета СССР назначаются Президентом СССР. Председатель Совета Министров СССР входит в состав Президентского Совета СССР по должности.
В заседаниях Президентского Совета СССР вправе участвовать Председатель Верховного Совета СССР.
Статья 127.6. Президент СССР проводит совместные заседания Совета Федерации и Президентского Совета СССР для рассмотрения наиболее важных вопросов внутренней и внешней политики страны.
Статья 127.7. Президент СССР на основе и во исполнение Конституции СССР и законов СССР издает указы, имеющие обязательную силу на всей территории страны.
Статья 127.8. Президент СССР обладает правом неприкосновенности и может быть смещен только Съездом народных депутатов СССР в случае нарушения им Конституции СССР и законов СССР. Такое решение принимается не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов Съездом народных депутатов СССР по инициативе самого Съезда или Верховного Совета СССР с учетом заключения Комитета конституционного надзора СССР.
Статья 127.9. Президент СССР может передавать исполнение своих обязанностей, предусмотренных пунктами 11 и 12 статьи 127.3, Председателю Верховного Совета СССР и Председателю Совета Министров СССР, а обязанностей, предусмотренных пунктом 13 статьи 127.3, - Председателю Верховного Совета СССР.
Статья 127.10. Если Президент СССР по тем или иным причинам не может далее исполнять свои обязанности, впредь до избрания нового Президента СССР его полномочия переходят к Председателю Верховного Совета СССР, а если это невозможно - к Председателю Совета Министров СССР. Выборы нового Президента СССР при этом должны быть проведены в трехмесячный срок».

4. В связи с дополнением Конституции СССР главой 15.1 «Президент СССР» внести изменения и дополнения в следующие статьи Конституции СССР:
1) часть первую статьи 77 изложить в следующей редакции:
«Союзная республика участвует в решении вопросов, отнесенных к ведению Союза ССР, на Съезде народных депутатов СССР, в Верховном Совете СССР, Президиуме Верховного Совета СССР, Совете Федерации, Правительстве СССР и других органах Союза ССР».
2) В статье 108:
пункт 6 изложить в следующей редакции:
«6) избрание Верховного Совета СССР и Председателя Верховного Совета СССР»;
пункты 7 и 8 исключить;
пункт 11 изложить в следующей редакции:
«11) избрание Комитета конституционного надзора СССР по представлению Председателя Верховного Совета СССР»;
пункты 9, 10, 11, 12, 13 считать соответственно пунктами 7, 8, 9, 10, 11;
из части четвертой исключить слова «Постановления Съезда народных депутатов СССР об отзыве Председателя Верховного Совета СССР или его Первого заместителя принимаются большинством голосов не менее двух третей от общего числа народных депутатов СССР».
3) Части четвертую и пятую статьи 110 изложить в следующей редакции:
«Очередные заседания Съезда народных депутатов СССР проводятся не реже одного раза в год. Внеочередные заседания созываются по инициативе Верховного Совета СССР, по предложению одной из его палат, Президента СССР, не менее одной пятой народных депутатов СССР либо по инициативе союзной республики в лице ее высшего органа государственной власти.
Первое после выборов заседание Съезда народных депутатов СССР ведет Председатель Центральной избирательной комиссии по выборам народных депутатов СССР, а затем - Председатель Верховного Совета СССР».
4) Части первую и седьмую статьи 111 изложить в следующей редакции:
«Верховный Совет СССР - постоянно действующий законодательный и контрольный орган государственной власти СССР»;
«Совместные заседания палат ведут Председатель Верховного Совета СССР либо поочередно председатели Совета Союза и Совета Национальностей».
5) Части первую и вторую статьи 112 изложить в следующей редакции:
«Верховный Совет СССР ежегодно созывается Председателем Верховного Совета СССР на очередные - весеннюю и осеннюю - сессии продолжительностью, как правило, три - четыре месяца каждая.
Внеочередные сессии созываются Председателем Верховного Совета СССР по его инициативе либо по предложению Президента СССР, союзной республики в лице ее высшего органа государственной власти, не менее трети состава одной из палат Верховного Совета СССР».
6) В статье 113:
пункт 2 изложить в виде пунктов 2 и 3 в следующей редакции:
«2) назначает по представлению Президента СССР Председателя Совета Министров СССР;
3) утверждает по представлению Председателя Совета Министров СССР состав Совета Министров СССР и вносимые в него изменения; по предложению Совета Министров СССР образует и упраздняет министерства СССР и государственные комитеты СССР»;
пункт 3 исключить;
пункты 7, 13, 14 и 18 изложить в следующей редакции:
«7) осуществляет в пределах компетенции Союза ССР законодательное регулирование порядка реализации конституционных прав, свобод и обязанностей граждан, отношений собственности, организации управления народным хозяйством и социально - культурным строительством, бюджетно - финансовой системы, оплаты труда и ценообразования, налогообложения, охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также других отношений»;
«13) определяет основные мероприятия в области обороны и обеспечения государственной безопасности; вводит военное или чрезвычайное положение по всей стране; объявляет состояние войны в случае необходимости выполнения международных договорных обязательств по взаимной обороне от агрессии;
14) принимает решение об использовании контингентов Вооруженных Сил СССР при необходимости выполнения международных договорных обязательств по поддержанию мира и безопасности»;
«18) имеет право отменять постановления и распоряжения Совета Министров СССР».
7) Статью 114 изложить в следующей редакции:
«Статья 114. Право законодательной инициативы на Съезде народных депутатов СССР и в Верховном Совете СССР принадлежит народным депутатам СССР, Совету Союза, Совету Национальностей, Председателю Верховного Совета СССР, постоянным комиссиям палат и комитетам Верховного Совета СССР, Президенту СССР, Совету Министров СССР, Комитету конституционного надзора СССР, союзным и автономным республикам в лице их высших органов государственной власти, автономным областям, автономным округам, Комитету народного контроля СССР, Верховному Суду СССР, Генеральному прокурору СССР, Главному государственному арбитру СССР.
Правом законодательной инициативы обладают также общественные организации в лице их общесоюзных органов и Академия наук СССР».
8) Статью 117 изложить в следующей редакции:
«Статья 117. В случае разногласия между Советом Союза и Советом Национальностей вопрос передается на разрешение согласительной комиссии, образуемой палатами на паритетных началах, после чего вторично рассматривается Советом Союза и Советом Национальностей на совместном заседании».
9) Статью 118 изложить в следующей редакции:
«Статья 118. Для организации работы Верховного Совета СССР создается Президиум Верховного Совета СССР во главе с Председателем Верховного Совета СССР. В состав Президиума Верховного Совета СССР входят: Председатель Совета Союза и Председатель Совета Национальностей, их заместители, председатели постоянных комиссий палат и комитетов Верховного Совета СССР, другие народные депутаты СССР - по одному из каждой союзной республики, а также два представителя от автономных республик и один - от автономных областей и автономных округов.
Президиум Верховного Совета СССР осуществляет подготовку заседаний Съезда и сессий Верховного Совета СССР, координирует деятельность постоянных комиссий палат и комитетов Верховного Совета СССР, организует проведение всенародных обсуждений проектов законов СССР и других наиболее важных вопросов государственной жизни.
Президиум Верховного Совета СССР обеспечивает публикацию на языках союзных республик текстов законов СССР и других актов, принятых Съездом народных депутатов СССР, Верховным Советом СССР, его палатами, Президентом СССР».
10) Статью 119 исключить.
Статью 120 считать статьей 119 и изложить ее в следующей редакции:
«Статья 119. Председатель Верховного Совета СССР избирается Съездом народных депутатов СССР из числа народных депутатов СССР тайным голосованием сроком на пять лет и не более чем на два срока подряд. Он может быть в любое время путем тайного голосования отозван Съездом народных депутатов СССР.
Председатель Верховного Совета СССР подотчетен Съезду народных депутатов СССР и Верховному Совету СССР.
Председатель Верховного Совета СССР издает постановления о созыве сессий Верховного Совета СССР, по другим вопросам – распоряжения».
11) Статью 121 исключить.
Статьи 122 и 123 считать соответственно статьями 120 и 121.
12) Статью 124 считать статьей 122 и изложить ее в виде двух статей в следующей редакции:
«Статья 122. Народный депутат СССР имеет право обратиться с запросом на заседаниях Съезда народных депутатов СССР и сессиях Верховного Совета СССР к Совету Министров СССР, руководителям других органов, образуемых или избираемых Съездом народных депутатов СССР и Верховным Советом СССР, а к Президенту СССР - на заседаниях Съезда народных депутатов СССР. Орган или должностное лицо, к которому обращен запрос, обязаны дать устный или письменный ответ на данном заседании Съезда или на данной сессии Верховного Совета СССР не более чем в трехдневный срок.
Статья 123. Народные депутаты СССР вправе освобождаться от выполнения служебных или производственных обязанностей на срок, необходимый для осуществления депутатской деятельности на Съезде народных депутатов СССР, в Верховном Совете СССР, его палатах, комиссиях и комитетах, а также среди населения.
Народный депутат СССР не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Верховного Совета СССР, а в период между его сессиями - без согласия Президиума Верховного Совета СССР».
13) Статьи 125, 126 и 127 считать соответственно статьями 124, 125 и 126.
14) В статье 124:
пункты 2, 3, 4 и 5 изложить в следующей редакции:
«2) по предложениям не менее одной пятой народных депутатов СССР, Президента СССР, высших органов государственной власти союзных республик представляет Съезду народных депутатов СССР заключения о соответствии Конституции СССР законов СССР и иных актов, принятых Съездом.
По поручению Съезда народных депутатов СССР, по предложению Верховного Совета СССР дает заключения о соответствии указов Президента СССР Конституции СССР и законам СССР;
3) по поручению Съезда народных депутатов СССР, по предложениям Верховного Совета СССР, Президента СССР, Председателя Верховного Совета СССР, высших органов государственной власти союзных республик представляет Съезду народных депутатов СССР или Верховному Совету СССР заключения о соответствии Конституции СССР конституций союзных республик, а законов союзных республик - также и законам СССР;
4) по поручению Съезда народных депутатов СССР, по предложениям не менее одной пятой членов Верховного Совета СССР, Президента СССР, высших органов государственной власти союзных республик представляет Верховному Совету СССР или Президенту СССР заключения о соответствии актов Верховного Совета СССР и его палат, проектов актов, внесенных на рассмотрение этих органов, Конституции СССР и законам СССР, принятым Съездом народных депутатов СССР, а постановлений и распоряжений Совета Министров СССР - также и законам СССР, принятым Верховным Советом СССР; о соответствии международных договорных и иных обязательств СССР и союзных республик Конституции СССР и законам СССР;
5) по поручению Съезда народных депутатов СССР, по предложениям Верховного Совета СССР, его палат, Президента СССР, Председателя Верховного Совета СССР, постоянных комиссий палат и комитетов Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР, высших органов государственной власти союзных республик, Комитета народного контроля СССР, Верховного Суда СССР, Генерального прокурора СССР, Главного государственного арбитра СССР, общесоюзных органов общественных организаций и Академии наук СССР дает заключения о соответствии Конституции СССР и законам СССР нормативных правовых актов других государственных органов и общественных организаций, в отношении которых в соответствии с Конституцией СССР не осуществляется прокурорский надзор».
15) Части первую и вторую статьи 125 изложить в следующей редакции:
«Съезд народных депутатов СССР и Верховный Совет СССР осуществляют контроль за всеми подотчетными им государственными органами.
Верховный Совет СССР и Президент СССР направляют деятельность Комитета народного контроля СССР».
16) Части третью и четвертую статьи 130 изложить в следующей редакции:
«Совет Министров СССР не реже одного раза в год отчитывается о своей работе перед Верховным Советом СССР и регулярно информирует Президента СССР о своей деятельности.
Верховный Совет СССР может по собственной инициативе или по предложению Президента СССР выразить недоверие Правительству СССР, что влечет его отставку. Постановление по этому вопросу принимается большинством голосов не менее двух третей от общего числа членов Верховного Совета СССР».
17) В статье 131:
часть первую изложить в следующей редакции:
«Совет Министров СССР правомочен решать все вопросы государственного управления, отнесенные к ведению Союза ССР, поскольку они не входят, согласно Конституции СССР, в компетенцию Съезда народных депутатов СССР, Верховного Совета СССР и Президента СССР»;
пункты 3 и 4 части второй изложить в следующей редакции:
«3) осуществляет меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов страны, охране собственности и общественного порядка;
4) принимает меры по обеспечению обороны страны и государственной безопасности»;
пункт 5 исключить;
пункты 6 и 7 считать соответственно пунктами 5 и 6, изложив их в следующей редакции:
«5) осуществляет общие мероприятия в области отношений с иностранными государствами, внешней торговли, экономического, научно - технического и культурного сотрудничества СССР с зарубежными странами; принимает меры к обеспечению выполнения международных договоров СССР; утверждает и денонсирует межправительственные международные договоры;
6) образует в случае необходимости комитеты, главные управления и другие ведомства при Совете Министров СССР».
18) Статью 133 изложить в следующей редакции:
«Статья 133. Совет Министров СССР на основе и во исполнение законов СССР и иных решений Съезда народных депутатов СССР, Верховного Совета СССР, указов Президента СССР издает постановления и распоряжения и проверяет их исполнение. Постановления и распоряжения Совета Министров СССР обязательны к исполнению на всей территории СССР».
19) Часть четвертую статьи 135 изложить в следующей редакции:
«Министерства и государственные комитеты СССР несут ответственность за состояние и развитие порученных им сфер управления; в пределах своей компетенции издают акты на основе и во исполнение законов СССР и иных решений Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, указов Президента СССР, постановлений и распоряжений Совета Министров СССР; организуют и проверяют их исполнение».
20) Части первую и пятую статьи 152 изложить в следующей редакции:
«Все суды в СССР образуются на началах выборности судей и народных заседателей, за исключением судей военных трибуналов»;
«Судьи военных трибуналов назначаются Президентом СССР, а народные заседатели избираются собраниями военнослужащих открытым голосованием».
21) Статью 171 изложить в следующей редакции:
«Статья 171. Государственный гимн Союза Советских Социалистических Республик утверждается Верховным Советом СССР».

III. 1. Установить, что первый Президент СССР избирается Съездом народных депутатов СССР сроком на пять лет.
Кандидатуры на пост Президента СССР на этих выборах могут выдвигаться общественными организациями в лице их общесоюзных органов, Верховным Советом СССР, каждой из его палат, группами народных депутатов СССР не менее 100 человек и союзными республиками в лице их высших органов государственной власти. Избранным считается кандидат, получивший больше половины голосов от общего числа народных депутатов СССР. Если при голосовании никто из кандидатов не набрал больше половины голосов, проводится повторное голосование по двум кандидатурам, набравшим наибольшее число голосов.
2. Лицо, избранное Президентом СССР, вступает в должность с момента принесения присяги.
Утвердить следующий текст присяги Президента СССР:
«Торжественно клянусь верно служить народам нашей страны, строго следовать Конституции СССР, гарантировать права и свободы граждан, добросовестно выполнять возложенные на меня высокие обязанности Президента СССР».

IV. Настоящий Закон ввести в действие с момента его принятия.

Председатель

Верховного Совета СССР
М. ГОРБАЧЕВ
Москва, Кремль
14 марта 1990 года
N 1360-1



XX век